На мобильных приложениях для директоров можно хорошо заработать

Если найти правильного корпоративного заказчика
Андрей Подгорнов, Евгений Жихарев и Борис Школьников (слева направо) начинали карьеру в консалтинговых фирмах/ Андрей Гордеев/ Ведомости

Прежде чем открыть собственный бизнес, Евгений Жихарев, Борис Школьников и Андрей Подгорнов работали IT-консультантами. Жихарев – ведущим внедренцем ERP-систем в компании Incadea RUS, Школьников – консультантом по внедрению корпоративных мобильных продуктов в компании «Крок», Подгорнов – сначала архитектором корпоративных систем в SAP CIS, а потом руководителем отдела развития бизнеса T-Systems. В 2013 г. молодые люди решили оставить наемную работу и заняться собственным делом, зарегистрировали ООО «Мобильное измерение» (Mobile Dimension) и занялись разработкой мобильных программ для сотрудников корпораций.

Сейчас на рынке мобильных решений для бизнеса несколько сотен мелких IT-студий, около 20 средних компаний и не больше пяти – крупных, говорит Максим Волошин, директор по развитию компании-конкурента Redmadrobot. По прогнозам J’son & Partners Consulting, к концу 2016 г. рынок мобильных бизнес-приложений в России составит $62,9 млн, и каждый год он почти удваивается. Но вход на этот рынок труден, считает Волошин: требования корпоративных клиентов высоки, поэтому у компании-разработчика должен быть штат квалифицированных программистов и опыт в разработке учетно-управленческих систем.

Но у трех партнеров дело пошло. В 2015 г. выручка составила 32,3 млн руб., а за восемь месяцев 2016 г. – более 40 млн руб. Жихареву, Школьникову и Подгорнову в первую очередь помогли связи в корпоративном мире.

Первые пробы

Жихарев стал генеральным директором Mobile Dimension, Подгорнов – коммерческим, Школьников – техническим. В общий проект партнеры вложили по 200 000 руб. Первым пробным продуктом стало мобильное приложение SocJam – специальный чат для водителей, стоящих в пробке. Предприниматели опубликовали его в AppStore, но развивать дальше не стали: не хватило денег. Через знакомых они вышли на турагентство Biletix.ru, которое искало подрядчика для разработки мобильного приложения по поиску и покупке авиабилетов. Предприниматели выиграли тендер благодаря низкой цене – на 40% меньше, чем у других фирм. Но на этом проекте молодые люди прибыли не заработали, только окупили затраты.

В первый год работы намучились с подбором сотрудников, рассказывает Жихарев. Как и многие начинающие стартаперы, владельцы Mobile Dimension, желая сократить расходы на персонал, наняли двух разработчиков в Томске. Но управлять ими оказалось трудно. Программисты-фрилансеры – люди непредсказуемые, они могли на несколько дней отключить телефон и не отвечать на письма в почте, говорит Жихарев. От практики найма фрилансеров предпринимателям пришлось отказаться. В 2014 г. они сняли офис на Бауманской улице, где обосновались 17 разработчиков. Сейчас в Mobile Dimension работает 30 человек, из них 13 аналитиков и руководителей проектов.

Беременность как источник дохода

Вложенные в бизнес 600 000 руб. закончились через полгода после старта проекта. Нужно было на что-то жить, и предприниматели решили снова, как во времена наемной работы, заняться внедрением IT-решений крупных компаний (сейчас это направление дает компании до 20% продаж). Первую прибыль им принес проект по внедрению продукта SAP Mobility для управления мобильными устройствами, его Mobile Dimension внедрила в инвестиционной компании «Регион», найдя заказчика благодаря старым связям. В 2014 г. компания выиграла два конкурса – по разработке мобильного приложения для оплаты электроэнергии компании «Новосибирскэнергосбыт» и приложения «Мобильная регистратура» для интернет-холдинга «Парус инвест» (владельца интернет-аптек «Пилюли.ру» и e-apteka.ru). В тендере участвовало пять компаний, рассказывает Екатерина Измайлова, которая раньше руководила этим проектом в «Парус инвесте». Но у Mobile Dimension были рекомендации партнеров «Парус инвеста» и хорошее архитектурное решение.

70% продаж компании приносят разработки на заказ. Смета проекта составляет от 3 млн до 28 млн руб. Еще 10% выручки приходится на готовые продукты для корпоративных и конечных пользователей. Один из продуктов – «Календарь для беременных» – предприниматели разработали по заказу компании «Парус инвест», но весной 2016 г. выкупили права на него обратно. К этому времени «Парус инвест» решил сосредоточиться на развитии интернет-аптек, а все непрофильные приложения продать. «Календарь» содержит полезные советы, в него женщины вносят данные об окружности живота и весе. Предприниматели монетизируют приложение за счет показов рекламы. «Календарь» еще не окупил себя, но выручка от него каждый месяц почти удваивается, говорит Жихарев. За пять последних месяцев число пользователей приложения выросло со 150 000 до 326 000 человек.

Планшет для Кириенко

Массовый спрос на корпоративные мобильные приложения возник в 2010–2012 гг., говорит Владимир Стекольщиков, руководитель проектов компании «Диджитал дизайн» (специализируется на разработке мобильных корпоративных приложений), – как только работодатели по-настоящему оценили преимущества того, что у сотрудников есть смартфон или планшет. Такой сотрудник если и не работает круглосуточно, то по крайней мере всегда на связи и может оперативно отвечать на срочные вопросы. Мобильные приложения особенно актуальны для специалистов, работа которых носит разъездной характер: курьеров, агентов, риэлторов, менеджеров по продажам и просто сотрудников на удаленной работе, перечисляет Стекольщиков. Один из продуктов Mobile Dimension – MD Audit – как раз предназначен для тех, чья работа связана с присутствием в «полях»: супервайзеров, аудиторов и «тайных покупателей» торговых сетей. Сейчас это приложение используют несколько крупных торговых сетей, говорит Подгорнов. Выручка от продажи MD Audit составила в 2016 г. 1,5 млн руб.

Дорогая мобильность

В 2013 г. стоимость разработки и поддержки одного мобильного продукта для бизнеса составляла 3 млн руб. в год, в 2014 г. – 15 млн руб., а сейчас – 30–60 млн руб., отмечает Волошин.

Во вкус пользования мобильными приложениями вошли и топ-менеджеры. Так, в марте прошлого года Mobile Dimension стала техническим подрядчиком в проекте по разработке «планшета руководителя» для главы «Росатома» Сергея Кириенко. Генеральным подрядчиком этого проекта выступила консалтинговая компания BearingPoint, которая на тот момент уже давно сотрудничала с госкорпорацией. На нее предприниматели вышли благодаря прежним связям Подгорнова. Напрямую участвовать в тендере Mobile Dimension не могла из-за скромных размеров и молодости бизнеса. Сумма контракта, по словам Подгорнова, составила 10 млн руб.

Приложение для планшета Кириенко, которое на сайте госкорпорации называется «информационной панелью» для руководства «Росатома», позволяет оперативно получать управленческие данные и принимать решения, пояснил суть разработки начальник управления экономики и контроллинга «Росатома» Андрей Петров. По словам Жихарева, приложение собирает финансовые, кадровые, операционные и инвестиционные показатели: данные по численности работников, зарплатам, текучести кадров, расходам на закупки предприятий «Росатома», сводки добычи урана и т. д. Раньше руководитель к каждому совещанию просил своих подчиненных подготовить тот или иной отчет, а теперь вся информация главы госкорпорации собрана в одном месте и постоянно обновляется, говорит Жихарев.

В погоне за крупным клиентом

По мнению Волошина, рынок конкурентный, но место для новых игроков, таких как Mobile Dimension, есть. По прогнозам J’son & Partners Consulting, в ближайшие годы сектор мобильных бизнес-приложений будет прирастать в среднем на 110% в год. Цены растут. Сейчас, например, есть спрос на чаты и боты для поддержки клиентов.

Владельцы Mobile Dimension планируют к 2017 г. увеличить долю собственных продуктов в выручке с 10 до 50%, но делают это для того, чтобы не быть сильно зависимыми от крупных заказчиков, поясняет Подгорнов. Правда, он признает, что теперь компании нужно будет развивать экспертизу не только в разработке, но и в продвижении своих приложений. К тому же предприниматели планируют выходить на зарубежные рынки и открывать в других странах офисы продаж.

По мнению Стекольщикова, заниматься разработкой мобильных решений под заказ коммерчески выгоднее, чем предлагать готовые продукты. Но работать с крупными компаниями невозможно, если у исполнителя нет готовых мобильных приложений и опыта их внедрения у различных заказчиков.