Статья опубликована в № 4277 от 10.03.2017 под заголовком: Площадка для подделок

Малый бизнес США страдает от продажи подделок на сайтах Alibaba

Он несет убытки из-за малоэффективной процедуры удаления подделок из интернета

Президент США Дональд Трамп недавно похвалил основателя Alibaba – китайского миллиардера Джека Ма за обещание помочь малому и среднему бизнесу США продавать свою продукцию через интернет-платформы компании. Это должно создать новые рабочие места в США.

Однако для художницы из Индианы Мишель Кек сайты Alibaba стали скорее помехой, чем помощью. Кек никогда не продавала там свои картины и коллажи, но говорит, что на Taobao можно купить подделки ее работ – всего за 3% стоимости оригинала. В Alibaba утверждают, что удалили все контрафакты, на которые указала Кек, но, по словам художницы, вскоре появились новые и в еще большем количестве. «Почему американский малый или средний бизнес должен размещать свою продукцию на платформе, где производители подделок крадут оригинальные идеи?» – спрашивает Кек.

Платформа Taobao в декабре прошлого года вновь оказалась в списке известных продавцов подделок, который составляет Торговое представительство США (USTR). В ведомстве заявили, что платформа попала в списки из-за «трудностей, с которыми сталкиваются правообладатели при удалении из продажи подделок и предотвращении незаконных предложений».

Alibaba в декабре заявляла, что разочарована решением USTR, так как компания теперь более успешно защищает права на интеллектуальную собственность, чем несколько лет назад. По словам представителей Alibaba, компания участвует в разработке специальной программы для малого бизнеса, которая позволит быстрее удалять подделки из продажи. Сейчас продукцию через платформы Alibaba продают около 10 млн фирм.

В декабрьском отчете USTR тем не менее говорилось, что условия процедуры удаления подделок часто делают ее недоступной для малых и средних компаний. Владелец бренда обязан за три месяца прислать не менее 100 запросов на удаление товара из продажи, при этом доля обоснованных претензий должно быть не меньше 90%. Кроме того, в отличие от eBay или Amazon.com Alibaba не всегда моментально удаляет подозрительные объявления о продаже, а проводит сначала проверку. По словам правообладателей, проверка может занимать как несколько дней, так и несколько недель.

В Alibaba необходимость проверки оправдывают тем, что примерно четверть всех претензий в итоге оказываются необоснованными.

С проблемой продажи подделок сталкиваются все торговые платформы, но только на Taobao она достигает таких масштабов, указывает Дин Арнольд, директор Intellectual Property Group. Проблема усугубляется огромными оборотами Alibaba: в 2016 финансовом году на ее торговых платформах в Китае было совершено сделок на $485 млрд – это больше, чем на eBay и Amazon, вместе взятых.

Принимают меры

380 млн предложений о продаже товаров, нарушающих интересы правообладателей, удалила компания Alibaba за год, с августа 2015 г. по август 2016 г. Она также закрыла 180 000 магазинов на Taobao, по данным компании

У Уэйна Хуна, директора по продажам азиатского подразделения калифорнийского производителя чехлов для смартфонов Urban Armor Gear, успешный опыт сотрудничества с Alibaba: компания открыла официальный магазин на принадлежащей Alibaba платформе Tmall и пользуется поддержкой китайской корпорации в борьбе с продажей подделок. Но многие придерживаются иного мнения, говорит Стивен Ламар, вице-президент Американской ассоциации производителей одежды и обуви, объединяющей более 1000 компаний. Именно эта ассоциация наряду с еще несколькими торговыми группами в прошлом году выступала за возвращение Alibaba в черный список USTR.

Так, Ричард Сац, президент компании Kinon Surface Design из Флориды по производству полимерных поверхностей для интерьеров, рассказывает, что поставки отелям и ресторанам в Азию захлебнулись, после того как по платформам Alibaba распространились подделки ее продукции. По его словам, проблему помогает решить регулярный мониторинг сайтов Alibaba, но это дорого и затратно по времени. Представитель Alibaba указывает, что его компания должна удалять объявления о продаже подделок по мере их обнаружения, но защита бренда лежит на его владельце. Он утверждает, что с января 2016 г. Alibaba удалила 241 объявление из 246, указанных Kinon.

Многие предприниматели не имеют сотрудников для борьбы с продажей подделок и понятия не имеют о регуляторных процессах в Китае, подчеркивает Арнольд из Intellectual Property Group.

Роза Хамитова, основательница одежного бренда Shovava, известного «крылатыми» палантинами, рассказывает, что на удаление объявлений о продаже подделок с сайтов Alibaba ей требовалось до двух недель. По данным самой Alibaba, с платформ было удалено 94% объявлений, присланных Shovava.

Борьба с продавцами подделок похожа на игру «Убей крота», говорит Кек из Индианы. Она даже создала несколько работ на эту тему и размещает в социальных сетях видео, документирующие ее борьбу с Alibaba. «Я рассказываю эту историю не для себя. Я говорю о том, что происходит со многими владельцами малого и среднего бизнеса», – объясняет художница.

Перевела Надежда Беличенко

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать