Роботы для доставки мелких грузов скоро появятся на улицах городов

Сейчас их разработкой и тестированием заняты стартапы по всему миру
Алексей Таранин

Жители Потреро-Хилл, тихого жилого пригорода Сан-Франциско, выйдя на прогулку солнечным днем, уже не удивляются, если встречают на своей улице робота. Робот Scrappy имеет форму коробки около 1 м высотой, поставленной на четыре резиновых колеса, и оснащен множеством высокоточных сенсоров и камер. Он принадлежит местному стартапу Marble и вместе с другими роботами этой компании сейчас составляет для нее карту местных пешеходных зон. Пока роботов во время прогулок сопровождают менеджеры и сотрудники Marble, но в компании рассчитывают в течение ближайшего года получить подробную трехмерную карту всех пешеходных зон в Сан-Франциско и окрестностях, и тогда ее роботы смогут передвигаться по улицам самостоятельно, доставляя компаниям и частным лицам продукты из магазинов, еду из ресторанов, вещи из химчистки и лекарства из аптек.

Scrappy движется по местному парку, но большинство прохожих – как людей, так и собак – не обращают на скромного робота никакого внимания. Заинтригована только местная жительница Кэти Пициали, гуляющая с трехлетним внуком на детской площадке. «Мы никогда раньше не встречали настоящего робота», – говорит она.

В будущем очень немногие люди смогут сказать такое, полагает генеральный директор Marble Мэтт Делани. По его мнению, широкое использование роботов для доставки мелких грузов избавит улицы городов от большей части легковых автомобилей, грузовиков и фургонов. Города смогут расширить пешеходные зоны улиц, по которым будут передвигаться люди – многие в сопровождении собственных роботов, несущих вещи своих хозяев.

Эксперты все же полагают, что такие футуристические прогнозы реализуются не раньше, чем на Земле сменится целое поколение. Но Делани, как и многие другие разработчики роботов доставки по всему миру, уверен, что роботы на тротуарах станут привычной картиной в большинстве городов уже в ближайшем десятилетии. «Мы все видели подобное в фантастических фильмах, которые смотрели в детстве», – говорит сооснователь технологической компании Propelland из Сан-Франциско Сиддхарт Ванчинатан.

Коробки на колесах

Разработкой роботов для доставки некрупных грузов занимаются и другие компании: например, Dispatch, также расположенная в Сан-Франциско; Starship Technologies со штаб-квартирой в Лондоне и отделом разработки в Эстонии; Piaggio Fast Forward – подразделение итальянской Piaggio, известной как производитель мотороллеров Vespa. В основном все они заявляют, что планируют сдавать своих роботов в аренду, а не продавать их. Ни один из разработчиков в данный момент не раскрывает возможную цену роботов для покупателей.

Все роботы для доставки по сути представляют собой поставленные на колеса коробки размером не больше пары бельевых корзин – достаточно большие, чтобы доставлять мелкие посылки, при этом достаточно компактные, чтобы иметь возможность разминуться с пешеходами на тротуаре. Роботы оснащены системами слежения и увешаны камерами со всех сторон, поэтому вряд ли они станут желанной добычей для воров, полагают разработчики: информация о том, кто угнал робота и куда направился, немедленно станет известна владельцам робота.

Первые модели роботов доставки предназначены для перемещения небольших грузов весом до 30 фунтов (13,6 кг) на короткие расстояния. Они совершенно не похожи на людей, но, бесспорно, обладают определенной привлекательностью, особенно для тех, кто видит их впервые.

Реакция зрителей

Во время испытаний в марте 2017 г. робот компании Starship, проехав во время обеденного перерыва четыре квартала по улице города Редвуд-Сити в Калифорнии, привлек внимание десятков людей. Некоторые фотографировали его на камеры своих смартфонов, несколько человек попытались поговорить с роботом.

«Хорошо выглядишь!» – обратился к проезжавшему мимо роботу молодой прохожий. «Эй, ты, возвращайся сюда», – крикнул другой, когда робот устремился дальше по улице со скоростью около 4 миль в час (примерно 6,4 км в час).

Даун Тернер из города Менло-Парк, наблюдавшая движение робота вдоль улицы, вспоминает: «Я смотрела на людей, проходивших мимо него, и он остановился. Я боялась, что он наедет им на ноги, но он остановился, так что все в порядке». Двигаясь по площади мимо здания суда Редвуд-Сити и исторического музея округа Сан-Матео, робот Starship привлек внимание группы школьников, проезжавших мимо. Они махали руками и кричали: «Робо-бот! Робо-бот!»

Однако, по словам директора Starship по маркетингу Генри Харриса-Берланда, роботы все реже и реже вызывают ажиотаж на улицах. Компания уже испытывала своих роботов более чем в 50 разных городах, включая Лондон, где испытания продолжаются уже дольше шести месяцев. Во время одного из последних выходов робота в город в час пик, по словам Харриса-Берланда, от 60 до 70% прохожих его полностью проигнорировали. «Мне было очень обидно!» – вспоминает Харрис-Берланд.

По его словам, Starship планирует выпустить «тысячи и тысячи роботов на улицы тысяч и тысяч городов, чтобы они доставляли миллионы и миллионы посылок». Но даже в этом случае жители городов не заметят радикальных изменений в связи с появлением этой новой автономной популяции, уверен Харрис-Берланд: «Может быть, вы будете встречать робота на вашей улице каждые 10 минут».

Бессильны перед дверью

Массово вывести роботов на улицы может быть не так просто, признают разработчики. Властям городов нужно будет разработать нормативную базу для их использования, а инженерам и программистам – справиться со всеми проблемами, порождаемыми городской средой. Например, разработчики до сих пор откладывали решение такого сложного вопроса, как пересечение проезжей части.

В настоящий момент многие роботы для доставки не способны входить в здания: входные двери бывают различных типов и размеров, с разными порогами и их прохождение оказалось слишком сложной задачей для разработчиков на данном этапе. Таким образом, возможно, когда-то мы сможем наблюдать группы роботов, толпящихся в часы пик перед входом в офисные центры или комплексы апартаментов. Разработчики обсуждали идею выделить для роботов отдельные лифты в зданиях с высокой плотностью населения, но это зависит не от них.

Лондонский эксперимент

В 2016 г. в Лондоне состоялось испытание нескольких роботов Starship, которые перевозили еду для компаний по доставке продуктов питания и блюд на заказ Just Eat и Pronto. Клиент получает сообщение на телефон, что робот выехал к нему, а также код для разблокировки железного курьера. Нужно ввести код, робот откроется, и можно забрать заказ. Робот способен перевозить три пакета-заказа с продуктами одновременно. Доставка роботом дешевле, чем курьером-человеком. Затраты составляют 1 фунт стерлингов при доставке на расстояние в три мили, тогда как работа человека обойдется в 3–6 фунтов.

Многие настроены в отношении роботов скептически. «Я не понимаю, какую насущную проблему должны решить для нас эти роботы, – говорит профессор урбанистики из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе Майкл Мэнвилл. – Разве у нас люди не могут сами носить свои вещи по тротуарам?» Для борьбы с пробками на дорогах, по мнению Мэнвилла, эффективнее вводить платный въезд на самые загруженные улицы, развивать велосипедные дорожки, взимать налог на бензин или делать все вышеперечисленное сразу.

«Мне неловко так думать, но весь ажиотаж вокруг возможностей этой новой технологии перетягивает на себя энергию, которую можно было бы использовать для применения уже существующих и доказавших свою эффективность, пусть и не таких увлекательных способов улучшить среду в наших городах», – говорит профессор.

Однако разработчики роботов рвутся вперед. Piaggio запланировала на этот год серию испытаний. У Starship есть пилотные программы по доставке посылок и еды из ресторанов в нескольких городах. В начале апреля Marble объявила о запуске партнерской программы с принадлежащим Yelp сервисом по доставке еды в Сан-Франциско Eat24.

«Мы не можем ждать, пока это станет повсеместной практикой. Мир был бы проще, если бы состоял только из роботов», – говорит Делани.

Перевела Надежда Беличенко