Во всем мире компании вкладывают пятую часть бюджета в новые технологии

Россию спасает импортозамещение
Несмотря на постоянные вложения в технологии, многие компании чувствуют, что не могут угнаться за прогрессом/ Сognitive Technologies

Российские компании отстают от западных в части внедрения цифровых технологий в среднем на 2–3 года, говорит президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова. Лучше других отраслей развивается ритейл, потому что высокая конкуренция в этой сфере подталкивает компании к внедрению новых технологических решений, замечает председатель правления IBS Сергей Мацоцкий. Так, сеть магазинов «Дикси» недавно решила омолодить своего покупателя и сейчас внедряет систему распознавания лиц в торговом зале. Система сегментирует профиль покупателя по полу и возрасту, определяет, в какое время и день недели покупатель посещает конкретный магазин. На основе полученных данных компания планирует ассортимент и корректирует маркетинговую политику, чтобы магазины больше посещали молодые семьи с хорошим доходом. А в X5 Retail Group рассказывают, что в начале 2017 г. инициировали разработку стратегии управления Big Data, сейчас идут консультации с разработчиками технологий. На новые технологии компания в 2016 г. потратила 11,8 млрд руб., или 15% от своих капитальных затрат.

Как показали результаты исследования PwС, в последние годы компании по всему миру увеличивают свои бюджеты на цифровые технологии. Так, 10 лет назад в большинстве организаций инвестиции в новые технологии составляли 16,8% от общего бюджета на технологии, и это считалось хорошим показателем. Сейчас уровень вложений – 17,9%. При этом 73% респондентов в мире (65% в России) инвестируют в интернет вещей, 54% (в России только 35%) – в технологию искусственного интеллекта. 73% компаний ожидают, что благодаря новым технологиям их выручка вырастет, а еще 40% надеются таким образом снизить свои затраты.

Однако на фоне роста бюджетов компаний на технологии исследователи вдруг выявили неожиданную тенденцию: в 2017 г. впервые за 10 лет уверенность руководителей крупных компаний в своей цифровой состоятельности упала до рекордно низкой отметки: в 2014 и 2015 гг. индекс Digital IQ, с помощью которого PwC измеряет цифровую компетентность компании, считали высоким в своей организации 66% руководителей по всему миру, а в 2017 г. – лишь 52%. Опрос показал, что, несмотря на постоянные вложения в технологии, многие компании чувствуют, что не могут угнаться за прогрессом. Руководители говорят, что раньше им было проще успевать за инновациями, потому что основное внимание уделялось технологиям анализа данных и поиска. Теперь же речь идет о мобильных технологиях, безопасности данных и использовании облачной среды. Будущее и вовсе за интернетом вещей и искусственным интеллектом.

Большой охват

2216 человек из 53 стран опросила PwC в 2017 г. Среди респондентов было равное количество руководителей IT-служб и бизнес-руководителей компаний. 62% респондентов работают в организациях с выручкой $1 млрд и выше, выручка 38% респондентов составляет от $500 млн до $1 млрд

По мнению исследователей, причина еще и в том, что компаниям становится все труднее настраивать свои IT-решения на потребности бизнеса. В итоге новые технологии внедряются медленно, а большинство компаний до сих пор занято внедрением революционных разработок вчерашнего дня – облачных, мобильных и аналитических решений. Мацоцкий объясняет это тем, что технологии меняются каждый день, а создавать под них новые бизнес-модели компании не успевают. Взять хотя бы такие технологии, как BigData и интернет вещей. Они уже есть, а бизнес-модели под них нет.

В России ситуация во многом схожая. Однако, по мнению Усковой, авторы исследования серьезно недооценили влияние процессов импортозамещения на отечественные компании. Именно благодаря этим процессам большинство российских компаний переориентировались на отечественные IT-решения. Раньше основное влияние на IT-бюджеты и бизнес-планы российских компаний оказывали крупные зарубежные компании: SAP, Oracle и др., что требовало значительных финансовых отчислений и, по сути, ставило предприятие в положение заложника. А в последние несколько лет ситуация серьезно изменилась – многие организации не выдержали подобного «налога» и перешли на отечественные IT-решения. Кроме того, говорит Ускова, участники рынка поняли, что концепция использования лицензионного программного обеспечения является устаревшей. В последнее время многие сервисы переместились в облако. Многие российские компании пошли по этому пути, и их индекс Digital IQ в результате оказался выше, чем в среднем по миру: 56% против 52%.

«Сибур» использует в основном российские разработки, рассказывает исполнительный директор компании Василий Номоконов. По его словам, компания сейчас ведет одновременно 50 пилотных проектов, включая проекты по робототехнике и виртуальной реальности. Например, тестируются роботы по обработке документации, которые формируют заявку на отправку корреспонденции, сверяют сканы документов с реквизитами транзакции и обрабатывают договоры, для чего выбирают подписанта и печатают договоры. Кроме того, на томском производстве «Сибура», продолжает Номоконов, разработана 3D-модель пилота по созданию тренажера, обучающего ремонту компрессора. А на 10 предприятиях компании внедряется специальная система APC (advanced process control), которая в автоматическом режиме регулирует настройки оборудования. Компания также рассматривает возможности использования в будущем технологий искусственного интеллекта.