Рынок труда перестал быть статичным – Kelly Services

Резко выросла доля компаний, готовых менять численность персонала
В 2017 г. рынок труда перестал быть статичным – выросла доля компаний, которые готовы менять численность персонала, как набирать, так и сокращать сотрудников, выяснила Kelly Services/ Prakasit Khuansuwan/ Freepick

Еще год назад 65% компаний, отвечая на вопросы Kelly Services, говорили, что не планируют менять численность персонала, никто не набирал новых сотрудников, а 16% продолжали сокращать штат. В этом году картина резко изменилась: доля тех, кто ничего не собирается менять, снизилась до 36%. А 38% из 200 опрошенных российских и международных компаний планируют расширять штат, сокращать персонал будут 18%.

Желание вновь нанимать и сокращать персонал появилось у компаний потому, что многие нацелены сейчас на повышение эффективности, говорит партнер и региональный директор по развитию кадрового агентства Antal Russia Наталья Куркчи. Оптимизация персонала, которую бизнес проводил в кризис, показала: прежний объем работы можно выполнять с меньшими затратами и меньшим количеством сотрудников, лишь бы работники были достаточно квалифицированными и эффективными.

Кого набирают

По данным Kelly Services, больше всего нужны в этом году компаниям не топ-менеджеры или управленцы среднего звена, а специалисты в конкретных областях, особенно в сфере IT и телекоммуникаций – их ищет 46% работодателей. Далее по востребованности идут медработники и фармацевты (их ищут 8% компаний), специалисты в сфере розничной торговли (тоже 8%) и работники строительной сферы (6%). Менее всего нужны сотрудники спортклубам и салонам красоты (1%).

Сильных специалистов компании искали всегда, а топ-менеджеры, которые могут изменить структуру компании и пересмотреть стратегию с целью повышения эффективности, потребовались только сейчас, не соглашается с выводами исследования управляющий директор агентства «Контакт» Марина Тарнопольская. По ее наблюдениям, спрос на сильных управленцев в этом году не только не упал, а, напротив, вырос. Более того, значительно выросли и требования к квалификации. По словам Тарнопольской, теперь компаниям нужны не просто узкие специалисты – профессионалы в конкретной сфере, например технические директора или директора по технике безопасности. Идеальный кандидат должен помимо знаний по специальности иметь знания в смежных отраслях и обладать общим пониманием бизнес-процессов.

Нужные навыки

Способность совмещать разные навыки и компетенции теперь требуется от всех работников, а не только от управленцев, уверяет Куркчи. Например, технолог на производстве раньше должен был лишь знать свой продукт и уметь выпускать его без брака, теперь же ему нужно разбираться еще и в маркетинге, чтобы понимать, как этот продукт продается. А IT-специалист по-прежнему должен быть сильным программистом, но ему потребуются и навыки стратегического планирования: в какой-то момент ему придется сменить спортивную рубашку и джинсы на костюм и отправиться в совет директоров для доклада, как нужно развивать в ближайшие годы корпоративные информационные системы.

Опрос Kelly Services подтвердил: 41% работодателей ждут от своих сотрудников многофункциональности, 25% надеются, что их работники смогут разрешать сложные ситуации, а еще 15% ценят умение достигать поставленной цели. Менее всего интересует работодателей умение сотрудников устанавливать неформальные отношения в коллективе и знание иностранных языков. Ряду компаний по-прежнему нужны люди, владеющие иностранными языками, говорит Тарнопольская из агентства «Контакт». По ее наблюдениям, это актуально для российских компаний, пытающихся перенять международный опыт, – им нужны работники со знанием иностранных языков. Она вспоминает, как недавно один из ее клиентов, представитель бренда класса люкс, рассказал, что в его магазинах образовался наплыв покупателей из Китая и пришлось срочно по всей Москве искать продавцов, которые хотя бы немного говорили по-китайски.

Ждут предложений

Сами работники тоже почувствовали, что в компаниях грядут кадровые перемены, а рынок труда оживился. По данным Kelly Services, 69% сотрудников заинтересованы сейчас в новой работе, 42% полагают, что поиск работы займет до трех месяцев, 32% думают, что будут искать новое место полгода, и только 26% отводят себе на поиски целый год. Последняя группа респондентов – это, скорее всего, те, кто даже в кризис не снизил требований к желаемой должности и зарплате, замечает Куркчи. Однако, судя по опросу Kelly Services, пока большинство работодателей не готовы увеличивать затраты на персонал: 34% не планируют повышать зарплаты, а 33% собираются провести только выборочную индексацию зарплат отдельным сотрудникам. Но сотрудники ждут другого. Куркчи говорит, что, по данным Antal Russia, почти половина работников хотели бы зарабатывать на новой работе по меньшей мере на 30% больше, чем на старой. Поэтому рано или поздно работодателям придется увеличивать оклады, чтобы привлечь действительно квалифицированные кадры.