Кому отдать семейный бизнес

Наследников надо оценивать по тем же критериям эффективности, что и обычных сотрудников
При передаче контроля над бизнесом самое важное – избежать фаворитизма или любого намека на него/ PhotoXpress

Родители часто финансово поддерживают своих взрослых детей, помогая им купить первую машину или внести взнос за квартиру. Отец Майлза Данкли, Грэхем, пошел еще дальше – он подарил сыну долю в компании по производству дорогой косметики и гигиенических товаров, которую основал за 15 лет до этого. Майлз получил 25% в компании своего отца SLG как раз в тот момент, когда она завершила первую сделку по покупке еще одного бизнеса.

Это было в 2000 г.: Данкли исполнилось 33 года и его 63-летний отец готовился отойти от управления бизнесом. Пять лет спустя отец передал сыну контроль над всей компанией. Сейчас Данкли занимает должность генерального директора SLG, выручка компании составляет 40 млн фунтов и у нее 160 сотрудников в Великобритании и Шанхае.

Передача управления проходит легче, если наследник уже не юноша и у него хватает опыта, как в случае с SLG. Если детей в семье несколько, есть риск, что кто-то почувствует себя обделенным, отмечает Бернард Реннелл, руководящий направлением семейного управления и наследования компаний в HSBC.

Дэвид Глассман, внештатный лектор в Cranfield School of Management и консультант, дающий рекомендации по проблемам семейного бизнеса, считает: при передаче контроля над бизнесом самое важное – избежать фаворитизма или любого намека на него. «Для всех должностей в компании используйте четкие критерии эффективности. Продуманная система даст всем нынешним и будущим сотрудникам ясное представление о том, что успеха здесь добиваются наиболее талантливые», – советует он.

Трудное решение

98% 2/3 компаний по всему миру относятся к семейному бизнесу. Однако многим из них переход от стартапа к бесперебойно функционирующему семейному бизнесу дается нелегко, указывает Коэн. «Когда бизнес создан с нуля, предпринимателям трудно уступить управление им как опытным менеджерам, так и собственным детям», – говорит он

У Данкли-младшего была возможность показать отцу, на что он способен: до вступления в совладение компанией он несколько лет работал там менеджером. «Я рвался двигать компанию вперед, а отец, по понятным причинам, сбавлял обороты», – вспоминает он. Второй, контрольный пакет акций Данкли получил от отца, когда SLG благодаря поглощениям и выбранной сыном стратегии стала быстро расти.

Корень проблем в деньгах, уверен Аллан Коэн, профессор в Babson College, бизнес-школе, специализирующейся на исследованиях предпринимательства. «Если компания – источник будущего финансового благополучия всей семьи, родственники могут опасаться, что тот член семьи, которого выбрали для управления компанией, не сможет обеспечить бизнесу должное процветание», – объясняет он.

У Данкли-младшего трое детей, и он может передать свой бизнес следующему поколению. Однако старшему только 16 лет, и принимать решение пока преждевременно. Чтобы всегда помнить о собственной удаче, Данкли держит в кабинете вставленную в рамку поздравительную открытку от отца, написанную в те времена, когда он передавал сыну управление компанией. «Я считаю, что мне повезло, потому что с самого первого дня отец невероятно верил в меня», – говорит Данкли и добавляет, что до сих пор ему удавалось оправдывать это доверие, «не наломав дров».

Перевела Надежда Беличенко