Как два инженера из Новокузнецка зарабатывают на радиометках для мусорных контейнеров

И почему мусороперевозчики щедро платят за такие метки
Павел Нешатаев уверяет, что после шести лет работы в компаниях по вывозу отходов узнал о мусоре почти все/ Личный архив

Инженер-механик Павел Нешатаев, уроженец Новокузнецка, занялся перевозкой мусора случайно. «У моего одноклассника мама была директором «Новотехники» – монополиста в Новокузнецке, и в 2009 г. я устроился туда на зарплату в 10 500 руб. менеджером отдела договоров», – говорит Нешатаев. В это же время рынок Кемеровской области стал захватывать новый перевозчик мусора – «Сороежка» предпринимателя Георгия Лаврика, с современным мусорным полигоном и сортировочной техникой. В 2011 г. Нешатаев перешел в «Сороежку» менеджером по продажам, вскоре возглавил новый филиал в Кемерове, а потом в Красноярске и Новосибирске. К 2015 г. он знал про мусор почти все, шутит Нешатаев.

По словам Нешатаева, беда компаний по вывозу отходов – недобросовестные водители, которые забирают не все контейнеры, какие нужно по договору с УК или ТСЖ. На свалке это не обнаружить – весовое оборудование ненадежно, а вес контейнеров заметно различается. Для УК небрежный вывоз мусора означает неминуемые проблемы с жильцами, они этого боятся и быстро меняют мусороперевозчика. Другая проблема – хищения контейнеров, конкуренты-мусороперевозчики воруют их друг у друга. У Нешатаева появилась идея использовать обычные метки RFID, чтобы следить за контейнерами. Подобные системы применяются на Западе, но стоят дорого и боятся морозов, говорит Нешатаев.

Он поделился замыслом с Дмитрием Кузнецовым, ведущим специалистом по мусороперевозочной технике и логистике. И в конце 2015 г. Нешатаев и Кузнецов уволились из «Сороежки» и основали IT-стартап «Техносервис». Партнеры вложили в совместный бизнес по 1,5 млн руб. каждый. Грошовые метки принесли «Техносервису» 2 млн руб. выручки в 2016 г., а в этом году компания рассчитывает на 10 млн руб. выручки и 5 млн руб. валовой прибыли.

Мусорный учет

Сначала партнеры наняли программиста и попытались создать систему учета договоров, маршрутов вывоза и контейнеров на базе 1С. Главный вопрос – как контролировать контейнеры. Партнеры решили использовать польскую систему идентификации на основе радиочастотных меток RFID, похожую на те, которые ставятся в магазинах. Метки крепятся на контейнер, а передатчик и детектор радиоволн – на мусоровоз. Но у польской системы обнаружились существенные недостатки: устройства не выдерживали суровых сибирских морозов, а датчики срабатывали только на расстояниях не более полуметра.

В конце 2015 г. партнеры сделали собственный аналог польской системы, они снизили частоту. Дальность считывания меток увеличилась до 10 м, но возникла другая проблема: все контейнеры на площадке реагировали на приближающийся мусоровоз. Пришлось дописывать софт, чтобы датчики реагировали только на разгружающиеся контейнеры. Испытания партнеры проводили на мусоровозах компании «Джамп-ЛК» из Ленинска-Кузнецкого, с ее собственниками Нешатаев познакомился во время работы в «Сороежке».

Горы отходов

35 млрд т мусора, по данным Росприроднадзора, накоплено в России
60 млн т твердых бытовых отходов образуется в России за год
5-10% производимых отходов, по разным оценкам, перерабатывается и утилизируется, остальное хранится на свалках

Теперь нужно было запустить разработку в производство. В феврале 2016 г. партнеры поучились в зимней школе Академпарка в Новосибирске. Они показали прототип своей системы, эксперты посоветовали им заменить программу 1С облачным приложением для обработки данных с мусоровозов. Консультант, главный инженер военного завода, подсказал, как сделать надежную механику и проводку, где покупать комплектующие и заказывать корпуса и проч.

Для разработки облачного сервиса партнеры наняли внештатного разработчика в Новокузнецке, заплатив ему за три месяца работы 400 000 руб., а потом взяли в компанию двух программистов на ставку 50 000 руб. в месяц. К середине лета 2016 г. все было готово.

Финский дилер

Первым покупателем стала «Джамп-ЛК», которая приобрела восемь комплектов для мусоровозов, по 250 000 руб. каждый с учетом монтажа. Заказчик попросил оснастить машины видеорегистраторами для съемки погрузки мусора в машину – так надежнее. В комплект входили считыватели меток RFID и видеорегистраторы. Друзья сами наклеили метки на сотни контейнеров. За пользование облачным приложением компания назначила абонентскую плату 500 руб. в месяц за одну машину.

Владелец «Джамп-ЛК» Андрей Миньков рассказал, что его компания начала с покупки одного мусоровоза, а потом стала осваивать жилые микрорайоны. Сейчас «Джамп-ЛК» – крупнейшая компания по вывозу мусора в Ленинске-Кузнецком, ее выручка составляет 35 млн руб. Она имеет парк из восьми машин и 800 контейнеров и обслуживает также магазины крупных ритейлеров за городом. По словам Минькова, он сначала, опираясь на опыт других перевозчиков, закупил 350 контейнеров в расчете на один современный мусоровоз, но система контроля показала, что достаточно 200.

Основной плюс системы контроля для УК – в минимизации споров между жильцами и компанией-мусороперевозчиком, считает Миньков. Можно даже в облачном приложении сделать личный кабинет для УК, чтобы она могла сама наблюдать за вывозом мусора, говорит он.

Второй покупатель был найден в Санкт-Петербурге благодаря старому знакомству. В 2012 г. «Сороежка» хотела приобрести современные мусоровозы, нашли финскую марку NTM, на них, по словам Нешатаева, работает весь СЗФО. Дилером NTM в России был петербургский мусороперевозчик «Петро-васт». И предприниматели предложили гендиректору «Петро-васта» Анне Саламатовой приобрести их новую разработку. Сначала компания купила комплект на две машины, а в апреле 2017 г. подписала контракт на 8 млн руб. на закупку системы контроля для 40 машин.

Главный по мусору

С 2019 г. в каждом регионе начнет действовать один оператор, обеспечивающей сбор, транспортировку, обработку, обезвреживание и размещение отходов на свалке, выбранный на конкурсной основе. С ним обязаны заключить договор на оказание услуг по вывозу мусора все физические и юридические лица в регионе.

«У нас договоренность до конца года оснащать по четыре наших машины, работающие в Санкт-Петербурге и Ленобласти, ежемесячно, и, если все будет хорошо, оснастим мусоровозы также в наших филиалах в Подмосковье и Белгороде», – рассказывает Саламатова. Система позволяет контролировать любые перемещения контейнеров, следить за составом мусора, а также аргументированно реагировать на претензии клиентов – управляющих компаний, говорит она: «Мы точно знаем, сколько контейнеров мы загрузили, и всегда можем доказать, что убираем контейнерную площадку по графику.

В июне 2017 г. «Петро-васт» показал на московской выставке Waste Tech 2017 умный мусоровоз компании NTM, оснащенный системой контроля от «Техносервиса», машиной заинтересовались другие мусороперевозчики.

По словам Нешатаева, «Техносервис» и «Петро-васт» сейчас договариваются о партнерских поставках финских машин вместе с системой контроля контейнеров.

Друзья обратились также в свою прежнюю компанию – «Сороежку», и та приобрела систему контроля для двух машин, но без видеорегистраторов.

Во всей стране

В Сибири тарифы на вывоз мусора в 1,5–2 раза ниже, чем в европейской части, и перевозчики беднее, объясняет Нешатаев. В Новокузнецке всего 20 мусоровозов на город (12 принадлежат «Сороежке», остальные – «Новотехнике»), тогда как в Санкт-Петербурге – 200. Сейчас, по словам Нешатаева, партнеры ведут переговоры с компаниями из Чувашии, а также из Подмосковья.

«Мы хотим стать Uber в мусороперевозках, наладить контроль за вывозом отходов в городе, в регионе, а потом и во всей стране», – мечтает Нешатаев. Города таким образом смогут контролировать муниципальные контракты и несанкционированные свалки, так как можно будет проследить за каждым контейнером и каждым мусоровозом, если его оснастить маячком GPS или «Глонасс».

Спрос на систему ограничен. Покупать ее имеет смысл, если мусоровоз стоит несколько миллионов рублей, поясняет Саламатова. Финские мусоровозы стоят по 10–12 млн руб. Но 80% российского парка мусоровозов (насчитывающего 20 000 машин) – машины стоимостью менее 1 млн руб. Устанавливать на них дорогие датчики не имеет смысла, считает Саламатова.

В 2016 г. вступили в силу поправки в законы, согласно которым до 2019 г. регионы на конкурсной основе должны отобрать одного оператора, который займется вывозом бытового мусора. Предприниматель рассчитывает заинтересовать их системами контроля. Укрупнение компаний влечет за собой обновление парка и у «Техносервиса» появятся перспективы роста, если они выйдут на региональных операторов, считает вице-президент НКО «Союзресурс» Александр Никольский.