В Петербург в этом году приехало в 1,5 раза больше мигрантов из стран СНГ

Объемы строительства растут – компаниям нужны работники
Трудовые мигранты чаще всего устраиваются работать на стройке / Евгений Разумный/ Ведомости

За первые шесть месяцев 2017 г. в Петербурге, по данным Петростата, зарегистрировалось 13 016 мигрантов из стран СНГ, что на 66% больше, чем за аналогичный период прошлого года, покинуло город 5400 человек (-21%). В целом миграция (включая приезжих из регионов России и стран дальнего зарубежья) выросла на 15% до 114 070 человек. Петростат анализирует данные о регистрации по месту жительства и месту пребывания.

Больше всего вырос поток приезжих из Киргизии, за полгода зарегистрировалось 3900 человек – в 4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, прибывших из Армении в 3 раза больше, чем в прошлом году, с Украины – столько же (см. инфографику). Киргизия входит в ЕАЭС, ее гражданам не надо оформлять разрешение на работу, объясняет представитель комитета по труду и занятости населения Петербурга.

Количество нелегальных мигрантов может существенно превышать количество легальных, говорит Даниил Александров, заместитель директора «НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург». Основной миграционный приток в Петербург обеспечивают страны Средней Азии. По данным управления по вопросам миграции ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, за семь месяцев 2017 г. в город только через аэропорт «Пулково» прибыло более 75 000 граждан Узбекистана и более 42 000 – Таджикистана, это на 10–12% выше показателей аналогичного периода 2016 г. Через аэропорт прибывает около 55% мигрантов, следует из данных управления. На Узбекистан и Таджикистан приходится более 90% всех выданных патентов на работу, которые были оформлены в этом году. Всего за семь месяцев 2017 г. было оформлено 132 000 патентов на работу для мигрантов. Граждане стран с визовым режимом должны оформлять разрешение на работу. Больше всего таких работников приезжает в Россию из Турции (31% в 2016 г.), КНДР (32%), КНР (14%). Квота на использование иностранных работников из стран с визовым режимом в 2017 г. была сокращена почти в 2 раза до 11 000 единиц. Тем не менее к 1 сентября квоты были востребованы лишь на 44%, сообщила представитель комитета по труду и занятости. Из-за проведения ядерных испытаний в Северной Корее практически прекратился выезд за пределы КНДР граждан этой страны, а до июня 2017 г. в России действовал запрет на привлечение работников из Турции, объясняет она.

После девальвации рубля количество мигрантов упало почти в 2 раза, теперь часть из них возвращается, говорит Александров. «Большой отток мигрантов из СНГ был в начале 2016 г.: из-за девальвации рубля доходы мигрантов резко упали и им нечем было платить по кредитам – многие напокупали у себя участков под строительство домов, плюс еще семьи кормить надо», – подтверждает менеджер промышленного предприятия, который нанимает на работу мигрантов. Плюсами таких работников он называет их готовность работать за минимальную ставку несколько смен подряд. Также они, как правило, держатся за свое место работы и обеспечивают минимальную текучесть кадров, добавляет собеседник «Ведомостей». В числе минусов – языковой барьер (бывает сложно объяснить задачу), часто – безответственность, а также риск штрафов при найме нелегальных мигрантов, продолжает он. По словам менеджера, у мигрантов меньше навыков, чем у местных сотрудников, – российские специалисты с более высоким уровнем подготовки, как правило, стоят дороже и не идут на вакансии, которые готовы занять мигранты.

Динамика миграционного потока объясняется объемом строительных и дорожных работ: процесс построен так, что, как только компании получают подряды, они могут привлечь работников из Средней Азии за считанные дни – у них уже отработаны контакты с бригадирами за рубежом, которые могут собрать необходимое количество людей, говорит Александров. Рост миграционного потока свидетельствует о том, что бизнес приспособился к экономическим условиям, считает он. Трудовые мигранты появляются там, где есть повышенный спрос на рабочие руки и в основном строительных специальностей, подтверждает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

По данным Петростата за семь месяцев 2017 г., объем работ по строительству автомобильных и железных дорог в Петербурге вырос на 7,9%, ввод жилья в первом полугодии 2017 г. увеличился на 28,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года до 1 635 953,3 кв. м.

Представление о том, что мигрантов приглашать на работу дешевле, – миф: рыночная цена за кубический метр кладки или бетона стандартная для всех: кто платит больше, страдает от лишних расходов, тот, кто платит меньше, тоже не в плюсе, так как работа выполняется некачественно, рассуждает гендиректор и совладелец «Дальпитерстроя» Аркадий Скоров. Чаще всего на стройку, по словам Скорова, идут работать мигранты из Узбекистана. Работа на строительной площадке всегда связана с повышенной опасностью и высоким травматизмом, поэтому россияне не всегда стремятся занять эти вакансии, добавил он.

Крупные строительные компании в основном платят конкурентную белую зарплату и могут привлекать отечественных работников, говорит совладелец дорожно-строительной компании. Мигрантов в основном используют их субподрядчики, которые занимаются дорожными и бетонными работами, отмечает он. «В нашей компании очень много работы, которая требует высококвалифицированного труда и дорогостоящего оборудования, мигрантов туда не возьмешь», – считает он. По его словам, в его компании менее 50% иностранных работников. Средняя зарплата в строительном секторе в июне составляла 43 853 руб. в месяц, за год она выросла на 21%.