Что делать руководителю, если подчиненных все больше

Прежние подходы к управлению не годятся
Варвара Гранкова

Управление даже несколькими людьми – трудная задача. Но что будет, если количество подчиненных в одночасье вырастает с трех до 15? Начальнику следует адаптировать стиль руководства к масштабам команды – и побыстрее. То, что работало с одним-двумя сотрудниками, не обязательно сработает с большим количеством, говорит Мэри Аббаджей, президент консалтинговой фирмы Careerstone. Например, долгие беседы хороши, когда подчиненных пара человек, но и короткие обсуждения могут быть не менее эффективны. Аббаджей консультировала молодую женщину-руководителя, у которой вскоре будет 15 подчиненных вместо трех. Она дружит с каждым в своей команде, но, предупреждает Аббаджей, в дальнейшем дружить со всеми вряд ли будет возможно и с этим придется смириться.

Еще одна ловушка для менеджеров – стремление доказать всем новым сотрудникам свою состоятельность, что часто приводит к изрядному стрессу. Старший вице-президент по стратегическому развитию Getty Images Ли Мартин побывал в подобной ситуации. В 1983 г. он начал работать в фотоагентстве Allsport, где на тот момент было шесть сотрудников. Мартин стал одним из четырех владельцев компании, впоследствии быстро выросшей до 180 сотрудников, половина из них были непосредственными подчиненными Мартина. В 1998 г. Getty выкупила Allsport, и в какой-то момент количество подчиненных Мартина выросло до 600 человек.

Ключевое значение имеет ясная постановка целей как команде, так и отдельным сотрудникам, говорит Мартин. «Не пытайтесь объять необъятное и сделать все. Я никогда не просил делать то, чего не делал сам», – говорит он.

Когда Мартин руководил небольшой командой, он сам занимался рутинной работой. Когда подчиненных стало больше, ему пришлось учиться доверять им и делегировать задачи.

Чем больше команда, тем больше вещей начальнику нужно передать другим, говорит Аббаджей. Она советует четко формулировать свои ожидания, но при этом помнить, что людям нужно позволять совершать ошибки.

Автор книги Building on Bedrock: What Sam Walton, Walt Disney, and Other Great Self-Made Entrepreneurs Can Teach Us About Building Valuable Companies Дерек Лидоу, предприниматель и бывший топ-менеджер, считает, что руководство коллективом из нескольких человек означает построение связей с каждым из них. Когда же подчиненных становится 10 или больше, на первый план выходит задача мотивации.

«Нужно установить для команды архиважную цель. Многие спотыкаются именно в переходный момент. Есть люди, которые прекрасно управляют несколькими сотрудниками, но с большими группами теряют уверенность», – говорит он.

Руководитель направления менеджмента бизнес-школы при Гонконгском университете науки и технологий Япин Гон предлагает отвечать на рост команды структурными изменениями. Например, если сотрудников стало более 10, их можно поделить на небольшие команды, назначив руководителя каждой.

Эбби Фентон руководит внешними связями в компании Whitman-Walker Health (WWH). Она пришла на эту должность три года назад, а ранее работала на телевидении. «Когда я получила должность в WWH, я превратилась из человека, который делает все сам, в начальника пятерых подчиненных», – вспоминает Фентон.

«Мой стиль предполагает, что каждому, включая меня, достается свой кусок рутины. Я быстро научилась делегированию: мне не хотелось, чтобы кто-то думал, что я отдаю другим неприятные задачи, а себе оставляю приятные. У руководителей могут возникнуть проблемы с большим количеством подчиненных, если они захотят понравиться всем. Рано или поздно им придется понять, что отношения с разными сотрудниками будут различаться. Придерживайтесь принципов равенства и справедливости, и каждый будет счастлив на своем месте по-своему», – заключает Фентон.

Многие менеджеры стремятся как можно быстрее проявить себя, но это не всегда правильная стратегия. «Если вы приходите руководить уже существующей и эффективной командой, не вмешивайтесь, пока не поймете, что работает хорошо, а что – нет. Изучите существующую культуру, прежде чем менять ее», – советует Аббаджей.

Из-за развития технологий и удаленной занятости многие менеджеры сталкиваются с проблемой управления дистанционно работающими сотрудниками. Надо тщательно продумать коммуникации, советует Микко Суммала, вице-президент по маркетингу и продажам стартапа Parking Energy, разрабатывающего аккумуляторы для электромобилей. У него есть опыт управления виртуальной командой из 100 сотрудников.

«Сотрудники, работающие удаленно, не могут пообщаться в коридоре или возле кофейной машины. Они находятся в разных местах и общаются через Google Hangouts, Skype или по электронной почте. Поэтому у руководителя должна быть стратегия организации совместной работы. Каждые три месяца надо проверять, насколько эффективно работники сотрудничают», – говорит Суммала.

Профессор Гон считает, что ушедшему на повышение с ростом числа подчиненных необходимо руководство по обратной связи и эффективному мониторингу прогресса. А когда количество сотрудников постоянно растет, тренинги по лидерству становятся критически важны для руководителя.

Лидоу предлагает также перенимать опыт у другого руководителя такого же уровня. «Проведите вместе с ним неделю, ежедневно обсуждайте увиденное», – рекомендует он. Таким образом можно получить одновременно и наставника, и много дополнительной информации от команды, а также оценить действенность тех или иных управленческих приемов.

Суммала указывает, что не каждой компании по карману отправлять новых руководителей на тренинги по лидерству.

Мартин из Getty призывает помнить, что руководство не ограничивается спуском приказов сверху вниз. «Когда количество подчиненных растет, вы должны увлечь людей за собой, иначе вы провалитесь», – говорит он.

Перевела Надежда Беличенко