Как выбирали лучших малых экспортеров России

Среди призеров из малого бизнеса есть крупный бизнес и убыточная компания
Варвара Гранкова

Илья Таланов всегда любил делать что-то своими руками. В 2014 г. он вместе с партнером Дарьей Скворцовой открыл компанию Ecodecor и начал делать сложные деревянные пазлы, а также комнаты для квестов под ключ – от декора до программного обеспечения. Первые покупатели были из России, но в 2016 г. компания получила валютные заказы от русскоговорящих клиентов из Франции и США. Тогда партнеры решили переориентировать свою компанию на эти, более платежеспособные рынки. Перевели сайт на английский, настроили рекламу в соцсетях под иностранцев и даже повесили в офисе смешную фотографию Дональда Трампа. Каждый месяц Таланов и Скворцова отправляют около 50 изделий по миру, 99% их продукции. Бизнес небольшой, но прибыльный, говорит Таланов. В 2019 г. Таланов увидел в интернете рекламу всероссийской государственной премии «Экспортер года». Он заполнил заявку на участие и решил посмотреть, что из этого выйдет. И занял второе место в номинации «высокие технологии».

Премия «Экспортер года» присуждалась только несырьевым экспортерам, малые и крупные предприятия оценивались отдельно по шести номинациям: промышленность, агропромышленный комплекс, услуги, высокие технологии, прорыв года (только для малых и средних предприятий) и новая география (только для крупного бизнеса). Конкурс проходил в три этапа: анкетирование, отборочные этапы в 8 федеральных округах и финальный общероссийский этап. Награждение состоялось 14 ноября. Организатор – Российский экспортный центр (РЭЦ). Заявку могла подать любая компания, главное, она не должна быть банкротом, не иметь долгов по налогам, возвратам в бюджет и иностранных мажоритариев. «Ведомости» решили выяснить, как были отобраны 30 призеров из 1600 предпринимателей, подавших заявки. Оказалось, что одних нельзя отнести к малому бизнесу, а других назвать финансово успешными.

До конца анкеты

На малый и средний бизнес пришлось 70% заявок, в основном из Центральной России и Приволжья. Организаторы волновались, что не удастся набрать минимально необходимые 1000 заявок. По оценкам генерального директора РЭЦ Андрея Слепнева, примерно 1% малых и средних предприятий в стране занимаются экспортом. Малых экспортеров года оповещали через объединения предпринимателей и рекламу.

Заявители заполняли анкеты с 60 вопросами на сайте, а затем информационная система конкурса начисляла баллы (которым потом присваивались веса от 0,05 до 0,4). За один ответ компания могла заработать от 0 до 5 баллов. Наибольший вес имели объем экспорта (максимальный балл малому предприятию присуждался при экспорте больше чем на 1 млрд руб. в год), его доля в выручке (выше 30%), высокие переделы и высокая локализация продуктов, динамика экспорта. В список также попали наличие зарубежных патентов, торговых марок, англоязычных страниц в соцсетях, офисов за рубежом и международных премий – всего около 60 вопросов.

$151

составил несырьевой экспорт России, по данным РЭЦа. Это на 12% больше, чем годом ранее

Производитель очистителей воздуха, победитель в номинации «промышленность» от малого бизнеса «Поток интер», потратил неделю на заполнение анкеты, часть документов пришлось досылать по почте. Не сумели заполнить анкету до конца около 10% экспортеров. У некоторых даже не было ИНН, говорит руководитель проекта Зураб Агирбов.

После машинного рейтингования экспортеров оценивали эксперты: сначала в округах, потом в Москве.

Воронка премии

Директор департамента международного сотрудничества «Деловой России» Антон Слинченко голосовал за лучших экспортеров в семи федеральных округах. Заранее списки компаний выслали только в двух из них, в остальных решение принимали прямо на заседании, опираясь на местные министерства промышленности и центры поддержки экспорта, говорит он. По словам Слинченко, заседания занимали около часа. За это время эксперты должны были изучить как минимум 30 компаний и проголосовать за них – выходит, что на экспортера тратили в среднем по две минуты.

Процедура отбора и процесс экспертного голосования были таковы, что сразу отсеялось более 1000 заявок. Отсев из-за неверных данных был незначительным, говорит Агирбов. Но комиссии в округах брали в каждой номинации только по 3–5 компаний, набравших наибольшее число баллов. Из них выбрали по одному победителю, получилось 77 лучших экспортеров (в некоторых округах не стали вручать премию в сфере услуг из-за нехватки заявок).

На финальном этапе в Москве путем заочного голосования членов жюри были выбраны 30 призеров (по 15 представителей крупного, а также малого и среднего бизнеса).

Огурцы и роботы

В списке призеров из малого и среднего бизнеса представлены в основном технологические компании: производители датчиков, насосов, медтехники, транспортных видеокамер. Есть несколько производителей продуктов питания и даже кинокомпания Kinodanz. В портфеле Kinodanz два фильма: «Танцы насмерть» (2016 г.) и «За гранью реальности» (2018 г.). Оценки зрителей – 4 и 5 баллов соответственно из 10 возможных (данные «Кинопоиска»).

В номинации «агропромышленный комплекс» от малого и среднего бизнеса победила компания «Плодоимпорт» (производит консервы «Дядя Ваня», группа Ruspole Brands). Аргументом в пользу «Дяди Вани», по данным РЭЦ, стала высокая доля экспорта в выручке (51%) и 47%-ный рост поставок за рубеж за год. По данным СПАРК, выручка «Плодоимпорта» в 2018 г. составила 162,8 млн руб., прибыль – 2,6 млн руб. Группа Ruspole Brands не относится к малому или среднему бизнесу. Выручка одного из юрлиц группы – ООО «Дядя Ваня трейдинг» – в 2018 г. составила 2,7 млрд руб., по данным СПАРК.

4800



компаний должны принять участие в конкурсе «Экспортер года» в 2019–2021 гг., по данным нацпроекта «Международная кооперация и экспорт»

Среди призеров нашлись и убыточные компании. Выручка «Поток интера» за 2018 г., по данным СПАРК, составила 153,5 млн руб., чистый убыток – 123,7 млн руб. На экспорт приходится 15% выручки, дополнительные баллы компания получила за новые экспортные продукты – оборудование для фильтрования и очистки газов. Представители компании объясняют убытки расходами на развитие технологий и участие в международных выставках, а также задержками выплат от клиентов-госкомпаний. Критерии оценки экспортной деятельности согласовывали четыре ведомства: Минпромторг, Минэкономразвития, Минсельхоз и Минкомсвязи. Как сообщил Слинченко, прибыльность была для жюри не ключевым критерием. Комиссии отдавали предпочтение частным компаниям, которые выпускают продукцию высоких переделов и нарастили экспорт не менее чем на 25% за год, говорит Слинченко.

Экспертным хотением

На окружном этапе пермская компания «Промобот», производитель сервисных роботов, не набрала нужного количества баллов, чтобы победить. Но эксперты в Приволжье отдали победу именно «Промоботу» – эксперты сочли, что роботы очень важны для имиджа страны. Преимуществом компании были высокий передел продукции и рост экспорта на 300% за год. В 2018 г. компания произвела 172 робота, за рубеж продали 65%. Из них 97 роботов были отправлены в США по контракту с Intellitronix, дочерней компанией US Lighting Group. Ранее гендиректор Intellitronix Пол Спивак говорил «Ведомостям», что роботы регулярно ломались и не могли выполнить простейших задач. Представитель «Промобота» тогда объяснял негативный отзыв тем, что компания Intellitronix не выполнила плана закупок, согласованного изначально, поэтому «Промобот» лишил ее статуса эксклюзивного партнера. По словам представителя «Промобота», других дилеров в США у компании пока нет.

Ecodecor Таланова и Скворцовой победил в номинации «высокие технологии» в Центральном федеральном округе (за них проголосовали 9 из 10 членов комиссии) и затем вышел в федеральный этап. Но там предприниматели проиграли «Промоботу» и стали вторыми. Третье место в номинации «высокие технологии» заняла компания из Челябинска «Нейротехнолоджи». Она выпускает аппараты для коррекции позвоночника и устранения боли в шее. По словам ее владельца Юрия Корюкалова, 90% продукции реализуют во Франции, Германии, Словакии, Чехии, Испании, Бельгии, Мексике, Колумбии и др. По данным СПАРК, в 2018 г. выручка «Нейротехнолоджи» составила 24,7 млн руб., чистая прибыль – 17,7 млн руб.

Знание как награда

Организаторы не ответили на вопрос о бюджете конкурса. Дарья Сунцова, руководитель оргкомитета национальной премии «Бизнес-успех», говорит, что бюджет большого форума в Москве с участием 2000 предпринимателей и церемонией награждения составляет 2–3 десятка миллионов рублей.

Победителям оплатят так называемый золотой домен на зарубежных маркетплейсах, РЭЦ поможет им найти иностранных партнеров и организовать переговоры, они также получат скидку на оформление страхового полиса и др. Правда, никому из пяти призеров золотой домен пока не нужен.

4800

компаний должны принять участие в конкурсе «Экспортер года» в 2019–2021 гг., по данным нацпроекта «Международная кооперация и экспорт»

Таланов, узнав о победе на региональном этапе, решил изучить, какие льготы ему причитаются. Оказалось, что он может получить субсидию на логистику. Представитель Минпромторга рассказал, что это самый востребованный вид поддержки несырьевых экспортеров, заявок подано на 15 млрд руб. Таланов собрал пакет документов на субсидию и сейчас ждет решения. Стопка была из 400 страниц, шутит Таланов. Другие призеры рассказали, что и так уже пользуются господдержкой. Компания «Нординкрафт» (второе место в номинации «промышленность» от малого и среднего бизнеса) получила субсидии на сертификацию и компенсацию расходов на участие в выставках. Конкурсанты говорят, что им важнее нематериальный выигрыш. Компания «Нейротехнолоджи» участвовала в конкурсе «Экспортер года» ради признания. «Промобот» же хотел показать сотрудникам, что они делают очень важное и нужное дело, говорит председатель совета директоров компании Алексей Южаков.

Исправленная версия. Уточнен подзаголовок.