Как бизнес расплачивается за право зарабатывать деньги

И что должен уметь и делать ответственный начальник
Варвара Гранкова для Ведомостей

Общественный договор с бизнесом – актуальная тема экономического форума в Давосе. От компаний ждут решения социальных, экологических и экономических проблем – это их плата за «право на процветание», говорится в совместном исследовании Всемирного экономического форума (ВЭФ) и компании Accenture «Seeking New Leadership» («В поисках новых ролей руководства»), представленном в Давосе. В основу доклада легла серия опросов, интервью и фокус-групп, в которых приняли участие в общей сложности 20 000 человек самых разных возрастов и категорий: директора и рядовые сотрудники, потребители, бизнес-партнеры, представители общественных организаций и государственных органов, участники сообществ ВЭФа и т. д.

Пять качеств начальника

Доклад описывает модель ответственного руководства, востребованную в этом десятилетии. Согласно ей ответственный руководитель, помимо того что обеспечивает хорошие финансовые показатели своей компании, должен обладать пятью умениями. Он должен наладить доверительные отношения со всеми сторонами, которых касается деятельность компании: акционерами и инвесторами, сотрудниками, потребителями и контрагентами, государственными органами и общественностью. Ответственный руководитель также человечен (сострадателен, смиренен и открыт) и обладает интуицией и воображением, чтобы принимать решения в условиях нехватки данных. Он следует общественно-полезной миссии. Кроме того, он сторонник инноваций и внедряет новые технологии в компании – с пользой не только для компании, но и для общества. Наконец, ответственный топ-менеджер обладает мудростью и проницательностью, что, по мнению авторов доклада, выражается в постоянном совершенствовании, критическом мышлении и поддержке непрерывного образования и обмена знаниями на всех уровнях компании.

Компании и сами понимают, что нужно быть полезными. 61% опрошенных топ-менеджеров согласны с тем, что нужно использовать лишь те бизнес-модели, которые одновременно и увеличивают прибыль, и положительно влияют на общество. А 79% респондентов считают: раз их компании разрабатывают новые технологии, способные решить множество острых социальных проблем, бизнесу придется пересматривать свою роль в обществе.

Но сами топ-менеджеры и заинтересованные стороны по-разному оценивают важность качеств ответственного руководителя. С точки зрения топ-менеджеров, самым важным качеством является приверженность инновациям (так думают более 60% респондентов), а для стейкхолдеров – человечность и интуиция (95% респондентов), а также приверженность благородной миссии (70% респондентов). Заинтересованные стороны и руководители согласны лишь в одном – что мудрость и проницательность не являются самыми значимыми качествами для руководителя (важными их считают лишь 35% опрошенных топ-менеджеров и 25% стейкхолдеров).

В мире и в России

По мнению Виктории Петровой, председателя экспертного совета компании «ЛюдиPeople», у российских руководителей хуже всего дело обстоит с инновациями. Встречаются две крайности: либо руководители не пересматривают устаревшие управленческие практики и очень мало внедряют новшеств, либо, наоборот, без оглядки кидаются в цифровизацию, внедряют программное обеспечение с непонятным исходом внедрения, говорит Петрова. Руководитель должен находиться на острие новых технологий, но в то же время критически их оценивать и внедрять только то, что позволит бизнесу перейти на новый качественный уровень, считает Петрова.

Мария Макарушкина, партнер компании «Экопси консалтинг», полагает, что внедрение инноваций сейчас важнее всего и в мире, и в России. Но изменить компанию и рынок способны не более 40% российских руководителей. Такие люди встречаются прежде всего в наукоемких компаниях, банках, IT и торговле. Но российским руководителям не хватает эмпатии. Они не привыкли общаться с сотрудниками как с равными. А руководителей с воображением и стратегической интуицией вообще везде мало, это врожденные качества, которые трудно развить, считает Макарушкина.

На словах и на деле

Реальность отличается от модели, признают авторы исследования. Как показали результаты опросов, обобщенные в исследовании, многие руководители не соответствуют ожиданиям заинтересованных сторон, которые хотят видеть более человечных и приверженных полезной миссии лидеров.

Бизнес пока мало помогает в борьбе с нищетой, голодом, безработицей, загрязнением окружающей среды, социальным неравенством и другими бедами человечества, пишет в статье в Harvard Business Review Марк Креймер, управляющий директор консалтинговой компании FSG и старший преподаватель Гарвардской школы бизнеса. FSG изучила результаты 100 крупнейших мировых компаний и пришла к выводу, что большинство просто переименовало существующие инициативы корпоративной социальной ответственности в соответствии с новыми целями устойчивого развития (ЦУР). У большинства компаний ассортимент продукции или виды деятельности противоречат ЦУР. Например, табачные гиганты пекутся о здравоохранении, а нефтяные компании ратуют за безуглеродную энергетику, поясняет Креймер.

Цели устойчивого развития

1. Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах
2. Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства
3. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте
4. Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех
5. Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек
6. Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех
7. Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех
8. Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех
9. Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям
10. Сокращение неравенства внутри стран и между ними
11. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов
12. Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства
13. Принятие срочных мер борьбы с изменением климата и его последствиями
14. Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития
15. Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия
16. Содействие построению миролюбивого и открытого общества, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях
17. Создание возможностей для глобального партнерства в интересах устойчивого развития и активная работа по укреплению партнерства

Крупные российские компании заявляют, что ставят перед собой много ЦУР. «Северсталь» выбрала шесть целей, «Фосагро» – 10, ОМК – 11, а «Металлоинвест» – 13, сообщили представители компаний. За рубежом, говорит Креймер, компании столь же щедро берут на себя обязательства перед обществом. По его словам, 27 из 50 крупнейших компаний США декларируют, что работают в среднем над девятью ЦУР (из 17 возможных целей, разработанных ООН). Но ни одна компания не может серьезно работать в стольких направлениях сразу, эффективнее ограничиться двумя-тремя, указывает Креймер.

Охрана природы

Григорий Финкельштейн, партнер компании «Экопси консалтинг», отмечает, что сейчас в мире наблюдается пятый по счету всплеск интереса с начала XX в. Предыдущий произошел примерно 15 лет назад, когда был разработан индекс устойчивого развития. Тема устойчивого развития всегда становится актуальной во времена застоя в экономике, когда возникают опасения, что нечем будет стимулировать спрос и рост прекратится. Концепция устойчивого развития, по мнению Финкельштейна, является самым простым способом заставить потребителя тратить больше. Например, американцы или жители других развитых стран отказываются покупать продукцию компаний, которые эксплуатируют труд заключенных или отравляют окружающую среду, и выбирают производителей, которые придерживаются принципов устойчивого развития. Но это актуально только для развитых рынков, а не для развивающихся, считает Финкельштейн. Для России устойчивое развитие – в первую очередь забота об экологии. И защитой окружающей среды добывающие компании занимаются прежде всего по требованию государства, говорит Финкельштейн.

Респонденты «Ведомостей» вкладывают в экологию немалые суммы. Русская медная компания выделяет на охрану окружающей среды 1,5 млрд руб. ежегодно, «Северсталь» в 2018 г. выделила 3,4 млрд руб., а «Металлоинвест» – 7,2 млрд руб. «Фосагро» в 2018 г. потратила на экологию более 8 млрд руб., сообщил гендиректор компании Андрей Гурьев.

Прибыль и инвестиции

Ответственное руководство и забота об устойчивом развитии хорошо монетизируются, показало исследование ВЭФа и Accenture. Изучив финансовые показатели более 2500 компаний и их усилия по устойчивому развитию, Accenture выяснила: 20% компаний, лучших в отрасли по устойчивому развитию и степени доверия со стороны стейкхолдеров, показывают операционную рентабельность на 0,2 п. п. выше, нежели у сопоставимых компаний отрасли. А у 20% предприятий, лучших в отрасли по внедрению инноваций, устойчивому развитию и доверию со стороны стейкхолдеров, операционная рентабельность выше на 0,6 п. п.

Как отмечает Креймер, за последние 15 лет многие ведущие игроки разных секторов экономики пришли к пониманию, что можно получать конкурентное преимущество и извлекать неплохую прибыль, помогая бороться с нищетой и голодом, развивая качественное образование, производя чистую энергию и выполняя другие ЦУР. Креймер ссылается на оценки комиссии под председательством бывшего генерального директора Unilever Пола Полмана, которая подсчитала: стремясь к достижению ЦУР, бизнес обретает новые коммерческие возможности на $12 трлн.

Александр Плакида, председатель управляющего совета ассоциации «Национальная сеть Глобального договора», уверяет, что сегодня устойчивое развитие нужно российским компаниям не только для имиджа. Оно повышает инвестиционную привлекательность и становится ключевым требованием для участия в глобальных проектах. Например, банк Societe Generale согласился предоставить компании «Полиметалл» кредит на сумму до $75 млн, процентная ставка привязана к пяти ЦУР, говорит Плакида. А источник, близкий к недавнему размещению еврооблигационного займа «Фосагро» на $500 млн, считает, что рекордно низкой для российского заемщика ставкой в 3,05% годовых компания во многом обязана своим усилиям по устойчивому развитию.