Российские вузы рапортуют о переходе в онлайн

Поступать в вузы тоже можно будет дистанционно
Варвара Гранкова для Ведомостей

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков 23 марта объявил, что на дистанционный формат обучения перешло более 80% российских вузов.

Но насколько эффективным и безболезненным был этот переход? По данным мониторинга научных кадров высшей квалификации за 2019 г., проведенного институтом статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, четверть (24,3%) работников вузов с ученой степенью за последние три года ни разу не проводили удаленно или по видеосвязи учебные и научные мероприятия и не участвовали в них. В среднем обладатели ученой степени, преподающие в вузах, оценили на 3,2 балла из 5 свой уровень владения навыками, необходимыми для дистанционной работы.

«Ведомости» выясняли, как происходил переход на дистанционное обучение в разных российских вузах и как восприняли новый формат преподаватели и студенты.

Без практических занятий

Флагманы российского образования давно внедрили электронные системы, констатирует Ольга Назайкинская, директор центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково». Однако перевод учебного процесса в онлайн произошел слишком внезапно и вузам пришлось с минимальными корректировками переводить в онлайн предметы, рассчитанные на очное преподавание, замечает Евгений Каганер, проректор по академическим и образовательным вопросам Московской школы управления «Сколково».

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, что в первую неделю после перехода на дистанционное обучение в ВШЭ началось студенческое волонтерство. Цифровые волонтеры (студенты соответствующих технических факультетов) помогают преподавателям осваивать цифровые технологии – таких преподавателей, которым требуется помощь, по оценкам Кузьминова, в ВШЭ около 20%.

МГУ перешел на дистанционное обучение с 17 марта, сообщил Денис Янышев, руководитель центра электронных образовательных ресурсов МГУ. По его словам, преподаватели используют портал дистанционного образования МГУ «Университет без границ», на котором можно размещать видеолекции, тестовые и творческие задания, проводить онлайн-семинары в режиме видеоконференций. Также на площадке размещены курсы для повышения квалификации в сфере онлайн-образования. Для удержания внимания слушателей преподаватели разбили видеолекции на небольшие кусочки по 15–20 мин. После каждого видеофрагмента идет небольшой тест на проверку знаний и внимательность просмотра. В конце лекции проходит тестирование по изложенному материалу.

Ректор ГИТИСа Григорий Заславский, который читает в МГУ курс лекций, рассказал, что в прошлую субботу впервые провел очередную лекцию в онлайновом формате. Чтобы удержать внимание студентов, он добавил в лекцию голоса известных актеров в записи. Заславский сообщил также, что в ГИТИСе с 17 марта переведены в режим онлайн все занятия по теоретическим дисциплинам. И заметил, что невозможно преподавать онлайн актерское мастерство и режиссуру. Практические занятия возобновятся ближе к лету и, вероятно, учебный год придется закончить с небольшим опозданием – в июле.

МИСиС и ВШЭ успешно перешли в онлайн, но вынуждены были перенести часть занятий и экзаменов. Ректор МИСиСа Алевтина Черникова подчеркнула, что с переходом на дистанционное обучение университету не пришлось принципиально менять учебный процесс: студенты получают онлайн теоретическую подготовку и взаимодействуют со своими научными руководителями и наставниками через корпоративный сервис MS Teams, платформы Skype и Zoom. Однако отложены лабораторные работы и исследования в лабораториях и научных центрах. Кузьминов рассказал, что в ВШЭ в отличие от других вузов не две, а четыре сессии в год и третью весеннюю сессию пришлось перенести на лето, совместив ее с четвертой летней сессией. Он заявил также, что все студенты и аспиранты ВШЭ перешли на дистанционное освоение образовательных программ в течение одной рабочей недели, несмотря на столь короткие сроки перехода на онлайн. 

ВШЭ, сказал он, давно готовилась к цифровой революции, поэтому наработки вуза адаптированы к новым реалиям и качество дистанционных программ ничем не уступает обычным. Кузьминов отметил, что уже 100 000 человек получили сертификаты, подтверждающие прохождение тех или иных учебных курсов ВШЭ на платформе Coursera.

В МФТИ в первую неделю дистанционного обучения пришлось устанавливать дополнительные точки для съемок, прямых трансляций лекций и общекурсовых семинаров, рассказал зампроректора по учебной работе и довузовской подготовке Денис Дмитриев. По его словам, МФТИ увеличил мощность образовательной онлайн-платформы, обучил всех преподавателей пользованию современными инструментами и сейчас, на второй неделе, планирует восстановить привычное расписание занятий. То, что вуз внедрял бы в течение долгого времени, приходится теперь делать за несколько недель, признался Дмитриев.

По данным Министерства науки и высшего образования, расходы вузов выросли на 8–15%. Прежние расходы никуда не делись, но резко увеличились траты на цифровую инфраструктуру и меры профилактики заболеваемости, сообщил Кузьминов.

Перегрузка систем

Большинство из опрошенных 11 региональных вузов утверждало, что проблем с переходом на дистанционное образование у них нет. Ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский заявил, что университет, один из лидеров в сфере онлайн-образования, за последние две недели перевел в систему дистанционного образования 4500 дисциплин. Онлайновое обучение не коснулось только занятий по творческим специальностям и лабораторных занятий для физиков и химиков, которые собираются для экспериментов малыми группами в лабораториях. 

Безлюдные приемные комиссии

Подать документы на поступление в вуз в России можно будет дистанционно – через специальный сервис «поступи в вуз онлайн», сообщил министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Сейчас сервис отрабатывается в тестовом режиме.
По словам Фалькова, используя портал госуслуг, можно будет направить документы в вуз без физического присутствия в приемных комиссиях. Изначально планировалось, замечает он, что через портал можно будет подавать документы в 50 вузов, но рассматривается возможность расширения списка. Фальков добавил, что у министерства еще есть время до конца июня (20 июня вузы должны официально открыть приемные кампании), чтобы решить, как организовать прием иностранцев из-за рубежа и сдачу творческих вступительных экзаменов в тех вузах, где они обязательны наряду с ЕГЭ.
Сейчас для зачисления требуется принести в вуз оригинал аттестата. Абитуриенты, не успевшие принести документы к положенному сроку, не зачисляются и вычеркиваются из списков на поступление. С дистанционным поступлением это требование несовместимо.
Как рассказал «Ведомостям» Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ, подача оригинала аттестата – чисто правовая проблема, которую сейчас будут решать Министерство науки и высшего образования совместно с Министерством цифрового развития. Речь идет об использовании электронно-цифровой подписи и о возможности не посылать оригинал аттестата в приемную комиссию, а направить заверенный документ куда-то в своем регионе, чтобы вуз получал заверенное образовательными властями свидетельство о том, что именно в этот вуз прислан оригинал аттестата. «В конечном счете все будут пользоваться услугами «Почты России». Наш совет – делать это заранее», – заключил Кузьминов.

Александр Фадеев, проректор по цифровизации Томского политехнического университета (ТПУ), сказал, что у ТПУ раньше было 1200 онлайновых курсов. Их часто вели преподаватели старшего возраста, которым трудно приезжать в аудитории. Поэтому к переходу на дистанционное обучение были готовы не только молодые, но и возрастные преподаватели. Технических проблем у вуза тоже не возникло.

Однако у вузов не столь крупных переход на дистанционную учебу идет не совсем гладко. Проректор по образовательной деятельности Чеченского государственного педагогического университета Сергей Гончаров рассказал, что практически ни один вуз не был готов к такому ходу событий, а те, кто говорит, что все гладко, не хотят раскрывать реальное положение дел. Ситуация с коронавирусом показала, что в системе высшего образования есть проблемы. Сейчас университет работает со студентами через WhatsApp, «В контакте» и через систему Mооdle, но процессы не систематизированы: все пользуются теми инструментами коммуникации, которые им удобнее. А система Moodle не справляется с нагрузкой и часто зависает, говорит Гончаров.

В Адыгейском государственном университете в помощь преподавателям старшего возраста собираются привлечь цифровых волонтеров, чтобы те помогли старшему поколению освоить онлайн-инструменты для преподавания, говорит ректор университета Дауд Мамий.

Посещаемость лучше

Большинству опрошенных вузов в дистанционном режиме еще проще контролировать посещаемость занятий, чем при очном обучении. В РУДН, например, студенты подключаются к онлайн-лекциям и семинарам через корпоративную почту и преподаватели сразу видят участников, говорит представитель вуза. По его словам, многие преподаватели отмечают, что присутствующих на занятиях стало больше. В ИТМО контроль за студентами в онлайне возложен на преподавателя, рассказывает Ольга Елисеева, начальник управления качества образовательного процесса университета. А электронные системы позволяют получать информацию о подключившихся, продолжительности их сессии и выполнении контрольных работ. Преподаватели устраивают перекличку студентов во время трансляции, отмечают присутствующих в электронном дневнике, либо студенты сами отмечаются в чатах.

Но с методикой преподавания проблем больше. Елена Сидорова, аспирант и преподаватель ВШЭ, рассказывает, что сразу материал усваивают только 5–10% студентов, остальные тут же засыпают преподавателя вопросами в чате. На очных семинарах и лекциях так много дополнительных вопросов студенты не задают.

Александр Фокин, доцент кафедры отечественной истории ТюмГУ, вынужден теперь давать больше письменных заданий, чтобы убедиться, что студенты усвоили материал лекции. Фокин ведет занятия на первом курсе и отмечает, что студенты не привыкли выражать свои мысли в письменном виде, пока этот формат дается учащимся нелегко. 

Профессор Дагестанского государственного университета Нисред Кличханов столкнулся с тем, что в онлайновом режиме не хватает иллюстративного материала. Раньше он писал нужный материал на доске в аудитории, но к онлайновым лекциям не успел подготовить никаких рисунков, так как они начались в авральном режиме. Сейчас он подбирает подходящие презентации в интернете, чтобы включить их в лекции.

Проблема в недостатке технических средств, считает завкафедрой теоретической физики МФТИ Юрий Белоусов: например, изучение математики и физики предполагает написание формул, набрать на компьютере их невозможно, и поэтому презентации малоэффективны. Нужно менять методику, полагает он.

Успеваемость

Кличханов из Дагестанского государственного университета на этой неделе включал во время лекций видеокамеру: говорить в пустоту было трудно и хотелось убедиться, что слушатели его понимают. По его словам, студенты слушали внимательно и по их лицам казалось, что они материал усваивают. Однако насколько хорошо они его усвоили, покажут только экзамены.

Вопрос успеваемости студентов и проверки знаний сейчас актуален для многих вузов, подтверждает Назайкинская из «Сколково». По ее словам, число письменных заданий выросло и многие преподаватели не успевают проверять работы. 

Сами студенты говорят, что в первую неделю слегка расслабились, но потом поняли, что пребывание дома – не каникулы. Расслабляет, что можно вставать за 10 мин до пары, и трудно заставить себя открыть в компьютере учебную программу, однако отставать от однокурсников не хочется, признается Евгений Григоренко, студент второго курса международного института экономики и финансов ВШЭ. По его словам, во внутреннем интранете факультета каждый семестр по результатам предыдущей сессии вывешивается рейтинг студентов по успеваемости. Хочется занимать в этом рейтинге достойное место, говорит Григоренко.

Кузьминов отмечает плюс нынешнего кризиса. По его словам, он ускорит создание национальной системы прокторинга, которая подтверждает достоверность результатов экзаменов и испытаний, пройденных дистанционно. А это важный элемент системы онлайнового образования.