Зачем и как нанимать сотрудников без резюме и собеседований

Четыре ключа к успеху открытого найма
Варвара Гранкова

Поиск неквалифицированных сотрудников во многом затруднен барьерами, которые создают сами работодатели, акцентируя внимание на отсеве соискателей. Стандартные процессы привлечения кадров дорого стоят, занимают много времени и повторяются бесконечно. В пересчете на одного сотрудника расходы компаний на обработку резюме, проведение собеседований, проверку благонадежности кандидатов и их наркологические тесты составляют $4100.

Новаторская нестандартная стратегия подбора персонала – открытый наем. Ее стоит рассмотреть, если вашей организации трудно набирать и сохранять надежных сотрудников без опыта работы. Этот подход исключает резюме, собеседования, проверки и позволяет сосредоточиться исключительно на потенциале людей, давая возможность работать всем, кто хочет и может. Некоторые стандартные этапы, например оценка благонадежности, могут быть необходимы для определенных отраслей, таких как образование, госсектор, здравоохранение или финансы. Но у отраслей, держащихся на сотрудниках первой линии, которых можно обучать на рабочих местах, – производства, доставки, розничной торговли, общепита – есть возможность сделать свой персонал более разнообразным с помощью открытого найма, позволяющего трудоустроить соискателей, которые иначе получили бы отказ или были бы проигнорированы.

Стратегия открытого найма позволяет перераспределить ресурсы и больше инвестировать в сотрудников, а не в методы отсева кандидатов.

Пекарня Greyston Bakery из г. Йонкерса (штат Нью-Йорк), ежегодно производящая миллионы фунтов выпечки для таких клиентов, как Ben & Jerry’s и Whole Foods Market, использует этот подход с 1982 г. 70 ее сотрудников были привлечены по методу открытого найма. Пекарня предлагает выходить на работу по очереди всем соискателям из списка выразивших желание в ней работать. Для этого не нужно ни резюме, ни собеседований, ни проверки благонадежности, ни наркологических тестов. Greyston Bakery буквально ничего не тратит на привлечение кадров.

Затем Greyston Bakery инвестирует около $1900 в обучение новых пекарей, в ходе которого они осваивают профессионально-технические и социальные навыки, а также в большой набор разносторонних услуг для новичков. Сотрудникам с потребностями в лечении, жилье, присмотре за детьми и транспорте пекарня помогает найти ресурсы, чтобы не потерять работу. Так, если молодой пекарь начинает постоянно опаздывать на работу, куратор выясняет, в чем дело, и может обнаружить, что сотруднику не с кем оставить ребенка. Тогда они вместе ищут решение, которое пойдет на пользу и сотруднику, и бизнесу.

Пекарне Greyston Bakery эта модель помогает строить прибыльный бизнес на протяжении вот уже 38 лет.

Greyston Bakery сейчас работает над расширением программы открытого найма и консультирует других работодателей, внедряющих этот новаторский подход к подбору персонала. Для этих целей пекарня создала собственный Центр открытого найма. Шесть производственных компаний успешно внедрили эту модель.

Одна из этих компаний – The Body Shop, международный производитель косметики. Она запустила пилотный проект по открытому найму в одном из сортировочных центров. Обычно, чтобы справиться с пиковой нагрузкой во время праздников, фирма нанимает 200 сезонных работников на свой склад в г. Роли (штат Северная Каролина). После внедрения открытого найма в конце 2019 г. рекрутеры компании задавали соискателям всего три вопроса:

1. У вас есть разрешение на работу в США?

2. Можете ли вы проводить по восемь часов в день на ногах?

3. Можете ли вы поднимать вес до 23 кг?

И что из этого вышло? По словам управленцев, во время праздничной гонки они смогли быстро заполнить все вакантные места, потратив на это меньше ресурсов. Текучесть кадров среди сезонных работников уменьшилась на 60% по сравнению с предыдущим годом, а производительность труда на складах возросла на 13%. Руководство сортировочного центра сообщило, что это был лучший за несколько лет сезон найма. После этого успеха The Body Shop начала использовать новую практику и для подбора персонала без опыта работы на другие позиции в своих розничных магазинах.

Даже если вашей компании не удастся перейти на открытый наем полностью, вы можете использовать какие-то элементы этой практики, чтобы облегчить подбор персонала в некоторые подразделения.

Ниже перечислены четыре ключа к успеху открытого найма.

1. Привяжите стратегию открытого найма к миссии компании

Как и в случае с любой стратегией, необходимо увязать преимущества открытого найма с потребностями бизнеса и, раз уж вы решились внедрять этот подход, устранять любые барьеры на пути к его внедрению. Триш Пэттон, вице-президент по кадрам The Body Shop, рассказывает: «Мы думали, что сначала нам надо поработать с предубеждениями и провести тренинги для менеджеров. Но вместо этого мы решили, что правильный момент никогда не наступит. Когда-то придется начать. Не нужно добиваться, чтобы все получилось идеально. Просто попытайтесь раз за разом понемногу добиваться изменений».

2. Заручитесь поддержкой сотрудников

Руководителей и коллектив компании внедрение этого подхода может насторожить. Многие будут беспокоиться, что не смогут доверять коллегам с трудным прошлым, да и просто пришедшим с улицы и нанятым без проверок и собеседований. Вот почему в Greyston Bakery пришли к выводу, что очень важно разговаривать с действующими сотрудниками и менеджерами.

В The Body Shop инициаторы внедрения открытого найма встретились с руководством корпорации и выбранного сортировочного центра и его сотрудниками, чтобы четко изложить свой план и ожидаемые преимущества. Совместно с Центром открытого найма они объяснили, в чем заключается опыт Greyston Bakery, что подразумевает и чего не подразумевает открытый наем.

Руководство The Body Shop объяснило сотрудникам, что ожидания в отношении качества работы и стандарты оценки качества не изменятся. Компания постаралась вовлечь персонал сортировочного центра в процесс внедрения подхода, это помогло донести до них идею, что происходящее соответствует основной миссии компании, в которую входит поддержка местных сообществ.

3. Усильте контроль и усовершенствуйте отчетность

«Открытый наем не означает отсутствие контроля и отчетности, – говорит Джо Кеннер, генеральный директор Greyston Bakery. – Мы избавились только от собеседований и проверок благонадежности. Все стандарты – пищевые, относящиеся к безопасности, профессиональные – должны соблюдаться. Приглашение на работу – это не обещание, это возможность. Работая с клиентами, такими как Ben & Jerry’s, Unilever и Whole Foods, мы соблюдаем жесткие нормативы и рассчитываем на то, чтобы их соблюдали все наши работники. Мы очень строго следим за этим».

Чтобы успешно внедрить открытый наем, организации нужна прозрачная и отлаженная система отчетности. Но ее нужно использовать так, чтобы можно было обсудить с сотрудником, почему у него проблемы с производительностью труда, – например, выяснить, нет ли у него проблем с проездом до работы и присмотром за детьми или психического расстройства. Управляющий Greyston Bakery, несколько десятков лет наблюдающий за работой пекарей, утверждает, что, по его опыту, падение производительности труда обычно возникает из-за того, что происходит в жизни сотрудника сейчас, а не из-за его прошлого.

4. Создайте систему всесторонней поддержки сотрудника

Открытый наем работает только при наличии экосистемы, создающей условия для успешной работы сотрудника. Это означает, что нужно найти других партнеров, которые могут помочь сотрудникам преодолеть барьеры, мешающие им успешно выполнять должностные обязанности. Например, Greyston Bakery вступила в партнерство с местной службой социального обеспечения и оплачивает услуги одного из ее координаторов, который помогает сотрудникам пекарни найти нужные им ресурсы: жилье, дошкольные учреждения и т. д. – все то, что поможет им удержаться на рабочем месте. Координатор также содействует им в планировании карьеры и поиске работы, когда они хотят двигаться дальше. Хотя услуги координатора оплачивает Greyston Bakery, он подчиняется службе социального обеспечения, независимой от пекарни, это важно для соблюдения конфиденциальности.

Хотя стратегия открытого найма подходит не всем компаниям, она может стать практичным, экономически выгодным и вдохновляющим решением для двух неразрешимых, казалось бы, задач: найти мотивированных сотрудников и создать достойные рабочие места для людей, часто отсеиваемых при подборе персонала. Если компании трудно найти и удержать сотрудников без опыта работы, которых можно обучить на рабочих местах, ей прежде всего нужно понять, с чего начать. Мы советуем на первом этапе не спешить. Может быть, этот подход поможет вам заполнить всего одну вакансию или устранить всего один барьер на пути к трудоустройству – например, убрать требование аттестата об окончании средней школы или проверку благонадежности. Просто надо начать с чего-то. И это окупится.

Об авторах: Дэвид Делонг – президент исследовательско-консалтинговой фирмы Smart Workforce Strategies, научный сотрудник лаборатории AgeLab в MIT; Сара Маркус – директор Центра открытого найма в Greyston Bakery

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь