Как стартапы повышают чужую производительность труда

И почему их  продукты используют, даже если сотрудники корпораций против
Варвара Гранкова

Одни компании используют трекеры задач, которые показывают, сколько заданий сотрудник получил за день и сколько из них выполнил. Другие помогают сотрудникам освоить новый софт, не тратя время на скучные инструкции и звонки в техподдержку. Остальные следят за компьютерами сотрудников, чтобы заснять момент, когда те отложили работу и занялись собственными делами. По оценкам Минэкономразвития, производительность труда в России втрое ниже, чем в развитых странах.

Недавно Московский инновационный кластер поддержал 27 стартапов, победивших в конкурсе Social Tech Challenge. В сегменте «производительность труда» жюри отметило три компании: EZwork, HintEd и Kickidler. «Ведомости» выяснили, чем они занимаются и могут ли их решения настроить сотрудников на продуктивную работу.

Пни бездельника

Во время перехода на удаленку спрос на программное обеспечение для наблюдения за сотрудниками вырос на 51%, подсчитало международное аналитическое агентство Top10VPN. Руководители боялись, что дома сотрудники станут чаще отвлекаться от работы, и начали искать программы слежки. Исследователи выяснили, как менялось число поисковых запросов 10 популярных сервисов слежки, в том числе российской программы Kickidler. В апреле 2020 г. число запросов с ее названием выросло почти в 2,5 раза.

Основатель Kickidler Павел Гордеев много лет работал на управленческих должностях. В то время существовало несколько программ мониторинга. Они считывали информацию с компьютеров сотрудников и формировали для руководителя отчеты. Но Гордеев на собственном опыте знал, что руководители не всегда вчитываются в длинные отчеты и сверяют графики. Он решил разработать простой софт для наблюдения за сотрудниками. Вдохновился мониторами охранников в супермаркетах, на которые выводится изображение сразу с нескольких камер. В 2015 г. вышла пробная версия Kickidler. Руководитель мог зайти в Kickidler, посмотреть сетку экранов всех сотрудников и вычислить бездельника. Сервис постепенно развивался. Сейчас руководители получают автоматические уведомления, и, если работник простаивает, они смотрят, что он печатает на клавиатуре, и записывают на видео, что происходит на его мониторе в течение рабочего дня.

Программы Kickidler используют 3000 компаний в 60 странах (половина приходится на СНГ). Под наблюдением находится 25 000 компьютеров. В зависимости от тарифного плана месяц мониторинга за одним компьютером стоит 220–600 руб.

Программы слежения – это цифровая замена надсмотрщика с кнутом, говорит Григорий Финкельштейн, партнер компании «Экопси консалтинг». Разрушительный эффект от их постоянного использования выше, чем созидательный: производительность повышает не непрерывное наблюдение, а заинтересованность человека в результатах его труда. Но подобные платформы полезны, когда компания задумывается о сокращении штата, говорит Финкельштейн.

51%

на столько вырос спрос на программное обеспечение для наблюдения за сотрудниками во время перехода на удаленку

Около 70–80% компаний сталкиваются с хищениями. И как бы сотрудники ни возмущались, топ-менеджеры и собственники таких компаний заинтересованы в использовании программ слежки, сказал Павел Вешаев, эксперт по финансам МГО «Опоры России» и генеральный директор компании FinHelp. Чаще всего программы-шпионы используют банки и крупные корпорации. Они отслеживают переписки сотрудников и их странное поведение, например случаи, когда сотрудник начал заходить в банковский аккаунт не с рабочего, а с домашнего компьютера. Но программы слежки не застрахуют компании от хищений, если управленческий персонал не контролирует проблемные зоны, говорит Вешаев. Системы мониторинга хороши при точечном применении – например, для контроля закупок и финансовых потоков, считает также исполнительный директор консалтинговой компании «ЛюдиPeople» Виктория Петрова. Но при тотальном использовании систем слежки компания превращается в цифровой концлагерь. Если распорядок сотрудника предполагает вынужденные простои или он заходит на сайт анекдотов, чтобы сбросить напряжение и переключиться на новые задачи, неправильно фиксировать все это как нерабочее поведение, говорит Петрова.

В 2019 г. выручка Kickidler составляла $250 000, а в пандемийный 2020-й она выросла вдвое – до $500 000. Прирост обеспечили продажи малому и среднему бизнесу. В небольших компаниях редко используют программы слежки: руководители знают всех сотрудников и контролируют процессы без дополнительного софта, говорит Вешаев. Но из-за пандемии небольшие компании перевели сотрудников на удаленку и не смогли поддерживать с ними тесный контакт.

Интернет-магазин рыболовных снастей из Кракова закупил продукты Kickidler, когда его собственники заметили, что в разгар сезона рыбной ловли продажи снастей падают. Программа-шпион показала, что сотрудники стали медленнее отвечать на запросы покупателей. Не получив оперативного ответа, пользователи просто ушли в другой магазин. Собственники провели беседу с сотрудниками, за следующий месяц продажи выросли на 30%, рассказывает Алексей Уткин, директор по маркетингу Kickidler.

Шпаргалки для менеджера

Сооснователь HintEd Артем Таганов работал в нескольких стартапах и крупных компаниях, таких как Microsoft. Часто он совмещал несколько должностей: работал над продуктом, занимался развитием бизнеса и частично клиентской поддержкой. Иногда Таганов писал инструкции для сотрудников, которые только начинали изучать корпоративный софт. Бумажные инструкции никто не читает, понял тогда Таганов. Сотрудники или действуют методом тыка, или звонят в техподдержку, или отвлекают коллег и тратят на это слишком много времени, рассказывает он.

В 2018 г. Таганов придумал систему HintEd, которая помогает интуитивно освоить софт, не тратя время на чтение скучных инструкций и звонки техническим специалистам. Плагин работает с разными типами софта, в том числе CRM, HR- и внутрибанковскими программами. После установки HintEd сотрудники вдвое быстрее работают с корпоративными системами, а запросы в техподдержку сокращаются на 50%, рассказывает Таганов. В стартапе подсчитали, что сотрудники используют за день примерно 14 различных систем и интерфейсов.

Сейчас у HintEd около 40 средних и крупных клиентов, среди них – ВТБ. Система HintEd прошла тестирование сразу на четырех информационных системах акселератора ВТБ, рассказывает представитель банка. Во время пилотов ВТБ сократил временные и финансовые затраты на обучение сотрудников, инциденты при работе с корпоративным ПО, нагрузки на линию поддержки пользователей. Система заменила текстовые инструкции, симуляторы и обучающие семинары, говорит представитель ВТБ. По итогам пилотных проектов система утверждена в банке как целевая.

Приложения класса Digital adoption – быстро развивающийся класс платформ, необходимый в наше время ускоренной автоматизации, отмечает Финкельштейн. Но их использование принципиально не меняет жизнь компании и повышает производительность только на этапе внедрения новых информационных систем, считает эксперт. Таганов не согласен. По его мнению, обучающие плагины пригодятся и предприятиям с высокой текучестью кадров или сотрудникам, которые выполняют некоторые операции раз в неделю, месяц или год. Сотрудники нередко забывают программы, которыми не пользуются в основной работе, а после установки HintEd скорость работы в этих программах возрастает на 30–50%, рассказывает Таганов. Раскрывать выручку предприниматель отказался, но говорит, что она составляет несколько десятков миллионов рублей.

Миссия исполнена на 95%

Софт стартапа EZwork работает как трекер задач и рабочий чат. Его разрабатывали восемь месяцев и запустили три месяца назад. Стартовый капитал составлял 3,5 млн руб. В браузере видно, сколько заданий получил сотрудник на этот день и сколько он уже сделал. Сейчас сервисами пользуются 600 человек. Первыми клиентами стали пользователи инстаграма, которых привлекла реклама EZwork, рассказывает Александр Саломатов, генеральный директор EZwork.io. По его словам, многие клиенты отметили, что приложение помогает командам не терять контакта на протяжении всего рабочего дня. Когда ты не видишь своих коллег, но при этом они ставят смайлики под твоими задачами, чувствуешь себя в дружном коллективе, а не в изоляции у себя в квартире.

Сейчас команда пытается запустить сервис по планированию проектов. Опрошенные «Ведомостями» эксперты говорят, что подобных приложений на рынке много. Их недостаток в том, что надо тратить много времени на заполнение отчетов, предупреждает Петрова. Сотрудники часто тратят на заполнение информации больше времени, чем на полезные операции. При покупке клиентам кажется, что система планирования работает сама по себе. Но без участия человека не обходится: нужно проанализировать, почему сотрудник помечен красным квадратом, что с ним произошло и как это исправить, говорит Петрова.