В пандемию работодатели часто сталкиваются с ложью кандидатов

Как они таких соискателей разоблачают
Варвара Гранкова

Кандидаты всегда приукрашивали свои резюме и преувеличивали собственные заслуги, но пандемия усугубила ситуацию: на фоне общей неопределенности у многих усилились тревожность и страхи, что найти работу будет сложно, говорят рекрутеры. И эти страхи небезосновательны.

Еще в конце 2020 г., по данным доклада Росстата, продолжительность поиска работы в России составляла около 6,5 месяца. И хотя уровень безработицы, по данным того же Росстата, сократился с 5,6% в декабре 2020 г. до 4,8% в июне 2021 г., конкуренция между кандидатами на рынке сохраняется: по данным HeadHunter, в июне 2021 г. на одну вакансию претендовало 3,7 кандидата.

Легче всего устраиваются на работу те, кто за время пандемии овладел самыми востребованными цифровыми, управленческими, маркетинговыми навыками или научился хорошо продавать и презентовать продукт в онлайн-формате, говорит Юлия Забазарных, партнер хедхантингового агентства Kontakt Intersearch Russia. Но множеству соискателей, объясняет она, нечего предложить работодателям, кроме стандартных компетенций. И многие начинают привирать в резюме либо на собеседовании, лишь бы получить новую привлекательную работу или хорошую зарплату.

Согласно недавнему опросу аналитической лаборатории «Альфастрахования», более четверти (27%) работодателей сейчас отказывают кандидатам, которые врут в резюме. Чаще всего это происходит из-за нелестных отзывов предыдущих работодателей о соискателях (в 14% случаев), не соответствующего ожиданиям компании профиля в социальных сетях (13%) или частой смены работы (10%). В опросе приняло участие около 1500 HR-специалистов из всех регионов страны.

Кандидаты-всезнайки

Елена (фамилию просила не упоминать) сейчас работает в крупной газете. Около года назад она просматривала свежие вакансии, чтобы найти подработки. Самая интересная, на ее взгляд, вакансия подразумевала тестовое задание. Пока Елена выполняла тест, она поняла, что существенно старше и опытнее потенциальных коллег. После этого она стерла возраст и информацию о некоторых своих достижениях из резюме. Но на собеседовании ее не спросили ни о возрасте, ни об опыте работы – интересовали только темы, которые она может освещать. По словам Елены, сейчас она понимает, что соврала в резюме из-за тревожности и страхов, а не из-за реальной необходимости. В пандемию, замечает она, многие стали тревожнее, поэтому и врут.

94%

менеджеров по персоналу компаний сталкивались с недостоверной информацией в резюме кандидатов, по данным Superjob

По данным исследования «Альфастрахования», при просмотре резюме более половины работодателей (58%) обращают внимание в первую очередь на личные данные кандидата – возраст, пол и семейное положение. Особенно не везет кандидатам пенсионного возраста: по данным исследования Superjob, только 42% российских компаний готовы рассматривать соискателей этого возраста.

Кроме возраста кандидаты порой скрывают и свое настоящее имя, рассказывает Галина Спасенова, партнер Kontakt Intersearch Russia. Она вспоминает случаи, когда соискатели указывали в резюме вымышленное имя. Это выяснялось, только когда они приходили на интервью и показывали свои документы. Часто это делается, чтобы нынешний работодатель не узнал, что их сотрудник ищет работу.

Еще примерно треть (29%) работодателей, по данным исследования, первым важным пунктом в резюме считают образование кандидата, и только 13% отмечают, что сразу изучают предыдущие должности и места работы. Между тем соискатели наиболее часто приукрашивают именно свою роль на прежнем месте работы, отмечают опрошенные «Ведомостями» рекрутеры. Кандидаты нередко преувеличивают стаж, приукрашивают названия прошлых должностей или приписывают себе знания, которых у них нет, рассказывает Феликс Кугел, управляющий директор кадровой компании Unity.

Например, директор сети ресторанов «Мясо и рыба» Сергей Миронов ранее рассказывал «Ведомостям», что однажды принял на стажировку директора ресторана, который утверждал, что ранее работал управляющим в крупной сети. Но в первую неделю выяснилось: сотрудник не умеет составлять отчеты, что должен уметь любой директор ресторана. Миронов позвонил на прошлое место работы новичка и узнал, что сотрудник был кладовщиком. По оценкам Миронова, каждый 20-й кандидат полностью сочиняет биографию и послужной список.

Иные кандидаты готовы преувеличить владение даже теми навыками, которые им могут совсем не понадобиться в работе. Например, некоторые приписывают себе более высокий уровень знания английского языка, хотя для большинства позиций он не нужен и рекрутеры не проверяют его уровень. Критически важно хорошее знание английского только для трудоустройства в международную компанию, замечает Кугел.

Мнимые успехи

В 2021 г., когда компании сосредоточились на проектной деятельности, преувеличения часто стали касаться роли кандидата в проектах компании и его достижений там, говорит Кугел. Например, контент-менеджер Евгений (фамилию просил не называть) рассказывает, что приукрашивает в резюме свою роль в проектах, чтобы получить приглашение на собеседование, а это уже половина успеха. Речь идет в основном о каких-то деталях, которые могут помочь соответствовать требованиям компании, – всегда есть страх, что его опыт посчитают недостаточным.

При этом кандидаты нередко скрывают и не пишут в резюме о своих неудачах и часто не упоминают места работы, откуда ушли быстро по инициативе работодателя, отмечает Спасенова. Директор по маркетингу компании Kelly Services Жанна Волкова описывает довольно распространенную практику среди соискателей: человек может быть уволен и не работать несколько лет, но убеждает работодателя, что все это время занимался собственными проектами, хотя в действительности просто не мог найти работу.

Служба безопасности и рекомендации

Исследование показало, что чуть более четверти компаний (26%) легкомысленно относятся к информации в резюме и ничего не проверяют. Но более трети работодателей (34%) проверяют соискателей самым серьезным образом и делают это через службу безопасности. Часто работодатели пускают в ход такую тяжелую артиллерию после неприятных инцидентов.

Владимир Волошин, совладелец компании Ironstar, которая организует любительские соревнования по триатлону, ранее рассказывал «Ведомостям», что начал проверять всех кандидатов через службу безопасности, после того как чуть не нанял в компанию маркетолога с сомнительной репутацией. На собеседовании тот отвечал на все вопросы, выглядел профессионалом и был настолько обаятелен, что понравился руководству. Но послужной список кандидата в резюме настораживал: маркетолог успел поработать в нескольких крупных компаниях, но нигде не задерживался дольше года. Отдел персонала Ironstar обзвонил пять компаний из списка: три компании наотрез отказались говорить о кандидате, а еще две назвали его шантажистом. Оказывается, маркетолог устраивался на работу, выяснял, что в компании не так, и через некоторое время начинал угрожать руководству, что пожалуется на компанию в государственные органы. За молчание он требовал денег, и его увольняли с огромными отступными.

Указанным в резюме рекомендателям звонят и просят характеристику соискателя 23% опрошенных «Альфастрахованием» работодателей.

Опасные соцсети

Разоблачить кандидатов помогают также социальные сети – 17% опрошенных работодателей просматривают профили соискателей в социальных сетях. И 52% считают, что образ кандидата в социальных сетях очень важен для получения должности в компании. Но это значительно меньше, чем еще два года назад. Тогда, по данным HeadHunter, аккаунты соискателей в социальных сетях проверяли 84% работодателей.

52%

соискателей врут в резюме по поводу своих профессиональных навыков, еще 37% приукрашивают свой рабочий опыт, выяснил недавно портал Superjob

Сейчас рекрутеры уделяют внимание профилю в соцсетях, только если кандидат вызывает у них большое подозрение, а его страница в соцсетях содержит вопиющие факты, говорят многие рекрутеры. Волкова вспоминает, как крупная российская компания отказала соискателю в должности персонального ассистента руководителя из-за слишком откровенного содержания страниц в социальных сетях. Персональный ассистент, говорит она, получает доступ к личной информации своего руководителя, если у такого человека нет понимания, что можно, а что нельзя выносить в публичное пространство, он профессионально непригоден.

Соцсети также дают дополнительную информацию о том, соответствует ли кандидат корпоративной культуре компании, отмечает Кугел. Если кандидат – активный участник профессионального сообщества и постоянно пишет о последних трендах в своей отрасли, работодатель это оценит, указывает он. В то же время работодателю стоит задуматься, если соискатель публикует в сетях гневные посты о прошлых работодателях или фотографии с рабочего места, на которых легко считывается конфиденциальная корпоративная информация (например, фотографии документов), говорит Кугел.

В целом все опрошенные «Ведомостями» рекрутеры сошлись во мнении, что проверять сомнительных кандидатов надо, поскольку такие кандидаты могут не только плохо работать, но и ухудшить репутацию компании. Например, если на производстве случается авария и выясняется, что у ответственного за это сотрудника поддельный диплом, компания может попасть под санкции контрольно-надзорных органов, указывает Кугел. А Спасенова напоминает, что иногда соискатели ложью добиваются руководящих позиций. Если такой руководитель потом некорректно ведет себя с партнерами, клиентами, сотрудниками или конкурентами, весь рынок ассоциирует его поведение с компанией и ее репутация страдает.