Предприятия ищут замену системам SAP для управления закупками

Что российские разработчики могут предложить пользователям SAP Ariba
Варвара Гранкова

Когда германская компания SAP объявила о сворачивании деятельности в России, пострадали не только пользователи ее ERP-систем (IT-решение для эффективного управления предприятием). Многие крупные российские предприятия делали закупки в России и за рубежом с помощью облачной платформы SAP Ariba, и теперь им приходится искать, чем ее можно заменить.

SAP Ariba автоматизирует весь закупочный процесс: от оценки потребности предприятия в сырье, материалах и комплектующих до организации тендера, сбора заявок, оценки поставщиков, заключения контракта, оплаты и контроля отгрузки закупленных товаров, ведения базы поставщиков и др. На всех этапах генерируется нужная сопроводительная документация: счета-фактуры, поручения, акты и т. д. А еще в SAP Ariba входит бизнес-сеть Ariba Network, объединяющая 6,7 млн поставщиков из 190 стран мира. Она содержит каталоги товаров и услуг со всего мира и дополнена сервисами для проведения тендеров и поиска продуктов. По данным компании, летом 2021 г. в бизнес-сети SAP Ariba было более 110 000 поставщиков из России и СНГ.

Теперь практически все компании, использующие SAP Ariba, начали поиск аналогов, утверждает заместитель гендиректора компании-интегратора «Норбит» (входит в ГК «Ланит») Наталья Зубкова.

По словам директора отдела по работе с корпоративными партнерами Skolkovo Ventures Андрея Самченко, российским компаниям приходится срочно менять Ariba, так как она облачная и SAP отключает облако.

SAP Ariba была внедрена в «Полюсе», Segezha Group, Biocad, НЛМК, «Уралхиме» и других крупных компаниях. Представители «Полюса», НЛМК и «Уралхима» не комментируют, планируют ли их компании миграцию с SAP Ariba на российское ПО и принято ли решение о дальнейших действиях.

Что предлагает рынок

Отечественные софтверные фирмы уже заметили повышенный спрос на свои продукты. После 24 февраля в российский разработчик ПО для автоматизации корпоративных закупок и продаж Agora обратилось больше 20 компаний, которые использовали SAP Ariba. Основная задача – заменить иностранное ПО на отечественный аналог. Пока ведутся переговоры, до сделок дело еще не дошло, говорит основатель компании Константин Трофимов. Agora работает на рынке с 2011 г. Выручка за 2021 г. составила 180 млн руб. 80% продаж компании приходится на разработку закупочных платформ с адаптацией под бизнес-процессы заказчика.

Автоматизированный закупочный процесс выглядит примерно так: компания создает заявку в программе на закупку товара или услуги, которые ей нужно получить к определенному дню, объясняет Трофимов. Поставщики получают уведомление об этом заказе и формируют для него свои предложения. После чего компания выбирает наиболее оптимальный для себя по цене и срокам доставки вариант. В портфеле продуктов Agora есть и другие аналоги модулей SAP Ariba – SRM-система (позволяет вести документооборот с поставщиками в электронном виде и контролировать деятельность подрядчиков) и электронный каталог Agora Network, где представлено около 1000 поставщиков и три крупных заказчика. Среди клиентов Agora – РЖД, «Алроса», «Трансмашхолдинг», ВТБ, Michelin и др.

Цена подписки базовой версии ПО Agora для электронной торговой площадки начинается от 150 000 руб. в квартал с учетом расходов на внедрение. В базовую версию входят операционные процедуры (например, запрос коммерческого предложения), последовательность действий проведения торгов (сколько должно быть этапов, какие роли участников и за что они отвечают), а также средства настройки дополнительных критериев (например, срока действия коммерческого предложения или процедуры повторной подачи предложения). Комплексный проект стоит минимум 1 млн руб. Крупный проект обойдется в 20–50 млн руб., говорит Трофимов.

Интегратор «Сберкорус» внедряет ПО Agora. Один из совместных проектов – разработка электронной торговой площадки, интегрированной с SRM-системой, для «Трансмашхолдинга». В результате «Трансмашхолдинг» экономит до 3% объема закупок в год, утверждает директор управления по работе с корпоративными клиентами «Сберкоруса» Александр Петелин.

Оператор ЭТП B2B-Center приступил к разработке собственного облачного решения для автоматизации полного цикла закупок B2B Digital Supply Solution более полутора лет назад, рассказывает гендиректор компании Ольга Громкова. Одним из первых пользователей стала сеть «М.видео-Эльдорадо». Внедрение B2B Digital Supply Solution позволило компании снизить операционные издержки на закупочную деятельность на 30%, сократить время от заявки до приемки товара вдвое и оптимизировать закупочные цены по товарам и услугам на 20%, говорит Громкова.

После ввода санкций и ухода западных вендоров число обращений в B2B-Center выросло в несколько раз. В В2В-Center пришли крупнейшие российские производственные компании, предприятия розничной торговли, металлургии, химии, строительства и АПК, утверждает Громкова. Также проявляют интерес к B2B Digital Supply Solution системные интеграторы и консалтинговые компании, которые раньше работали с западными вендорами. Преимуществом ПО от B2B-Center Громкова считает базу из 570 000 проверенных российских поставщиков, подключенных к ЭТП. Компания надеется увеличить выручку от продажи B2B Digital Supply Solution в несколько раз. Так как это новый продукт, его доля в выручке в 2021 г. составляла менее 5%, пояснил представитель B2B-Center. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка АО «Центр развития экономики» (юрлицо площадки) в 2021 г. составила 1,25 млрд руб.

Интерес к продуктам «1С», которые схожи с SAP Ariba, в последнее время повысился, продажи в марте – апреле выросли на десятки процентов, но решения заказчики принимают не за один день, сообщил представитель компании. Компания сейчас развивает связанные проекты «1С:Номенклатура» (в ней уже более 6,8 млн карточек товаров), «1С:Бизнес-сеть» (более 9 млн активных торговых предложений) и «1С-EDI» (программа электронного документооборота), пояснил он.

Компании группы «Ланит» много лет внедряли системы SAP – и SAP Ariba, в частности, говорит Зубкова. Этот опыт пригодился и для развития собственных продуктов, таких как платформа для закупок NBT от компании «Норбит».

В компанию «Сберкорус», рассказывает Петелин, поступают запросы на замену SAP Ariba от предприятий фармацевтической, металлургической, добывающей, химической, нефтяной отраслей и розничной торговли.

На российском рынке сейчас достаточно сервисов и ПО для взаимодействия компаний с рынком и поставщиками: электронных площадок, порталов, информационных сервисов, говорит Зубкова из «Норбита». Автоматизацию закупок подстегнули, в частности, требования трех законов о госзакупках – 94-ФЗ, 223-ФЗ и 44-ФЗ, которые предписывают государственным и государственно-корпоративным заказчикам размещать заказы на закупку на электронных торговых площадках, говорит она.

Прямого соответствия SAP Ariba нет ни у одной российской системы и сравнивать некорректно, так как SAP Ariba -  большой комплекс сложных интегрированных функциональных блоков, говорит руководитель технологической практики КПМГ Андрей Староверов. Наиболее близкие решения, по его мнению, это комплекс « 1С Государственные и муниципальные закупки» вместе с «1С Управление холдингом» и «1С Предприятие», а также система Norbit Business Trade, система «Визари» компании «Бизнес автоматика и iTender SRM компании "Фогсофт".

Объем российского рынка систем автоматизации закупок на начало 2022 г. составляет примерно 19 млрд руб., говорит Самченко из Skolkovo Ventures.

Компании «Норбит» и Tadviser в январе 2022 г. в рамках совместного исследования опросили 100 IT-директоров и 40 директоров по закупкам. По данным их опроса, ПО автоматизации закупок предлагают разработчики ERP-систем («1С» или «Галактика»), специализированные вендоры («Агора», «Фогсофт», «Алтимета», «Норбит» и др.), а также операторы электронных торговых площадок (ЭТП, B2B-Center, «Фабрикант», «ТЭК-торг» и др.), которые создали для компаний – участников торгов дополнительные инструменты автоматизации закупок. Еще раньше в аналогичном исследовании они изучили 220 проектов автоматизации закупок по открытым источникам и составили список самых крупных их них.

Еще раньше в аналогичном исследовании они изучили 220 проектов автоматизации закупок по открытым источникам и составили список самых крупных из них. Среди них, к примеру, система правительства Москвы, проекты «Росатома», «Транснефти», «Газпрома», «Русгидро», «Россетей», «Ростелекома», Сбербанка, «Интер РАО», «Ростеха» и «Почты России». Также авторы исследования говорят, что крупные российские предприятия готовы тратить на автоматизацию закупок 50–100 млн руб., зная, что сэкономят гораздо больше.

Площадки и сети

Заместить SAP Ariba может ПО на базе отечественных ERP-систем и ЭТП, считает руководитель направления «Закупки и тендеры» в департаменте корпоративных решений SAP компании IBS Андрей Кулёмин.

Например, в SAP Ariba на российском рынке наибольшей популярностью пользовался модуль поиска и выбора поставщика SAP Ariba Sourcing. И если нужны такие функции, можно уже используемые заказчиками системы «1С», SAP доработать и соединить с российскими ЭТП (B2B-Center, «ТЭК-торг», «Фабрикант») – получится полноценный аналог SAP Ariba, говорит Кулёмин. Компания IBS – партнер B2B-Center – готова внедрять единую систему закупок на базе ERP-системы «1С» или SAP и площадки B2B-Center.

Так как SAP Ariba – облачный продукт, то переход на отечественные аналоги потребует определенных технических, организационных и временных затрат. Минимальные сроки внедрения составляют 4–6 месяцев, говорит Кулёмин.

Самченко полагает, что пользователям SAP Ariba нужны не IT-платформы, на которых заказчикам предлагается создавать сети поставщиков с нуля, а площадки, на которых уже присутствует сообщество их поставщиков. ЭТП B2B-Center, Isource, «Фабрикант» за последние два года детально изучили функциональность Ariba и постарались воспроизвести ее у себя, говорит Самченко.

Электронных площадок в России много, но аналогов международной сети для взаимодействия поставщиков и покупателей SAP Ariba Network нет, указывает технический директор ГК «Цифра» Юрий Крылов. Многие российские торговые площадки уже сейчас выполняют похожие функции, но для российских предприятий создать международную сеть поставщиков и покупателей в нынешней геополитической ситуации затруднительно, считает он.

В пандемию необходимость срочного перевода отношений с поставщиками в электронную форму подстегнула автоматизацию закупок во всем мире. По данным Kearney, в 2020 г. инвесторы вложили около $2 млрд в 17 стартапов, разрабатывающих ПО для управления закупками.

Сейчас, когда иностранные вендоры освободили нишу, стратегическим инвесторам может быть интересно вкладывать деньги в компании, занимающиеся импортозамещением зарубежного ПО для управления закупками, говорит инвестиционный менеджер A.Partners Иннокентий Краснов. Бизнесу придется строить отношения с новыми поставщиками с нуля – потребуются информационные системы, отмечает Краснов. Хотя из-за экономического спада и ограничений для зарубежных поставок производство и закупки снизятся – есть риск снижения спроса и на ПО для управления закупками, предупреждает он.