96% IT-специалистов России столкнулись с выгоранием

Но только каждый пятый потерял работоспособность и не приносит пользу работодателю
Freepik

В 2023 г. в России постоянно рос спрос на услуги IT-специалистов. По данным сервиса поиска специалистов «Профи.ру», количество запросов на специалистов системной интеграции в ноябре 2023 г. на платформе было на 66% больше, чем годом ранее, на веб-дизайнеров – на 46%, на программистов – на 34%, на разработчиков сайтов – на 30%.

На платформе hh.ru в январе 2023 г. было размещено 62 050 вакансий IT-специалистов, а в ноябре 2023 г. – уже 79 496. Набрать нужных специалистов на фоне кадрового голода получалось не всегда, и на уже работающих айтишников ложилась большая нагрузка. Результат оказался пугающим. В декабре этого года у 96% из 2000 IT-специалистов, опрошенных «Хабр карьерой» совместно с HR-платформой Beehive, зафиксированы признаки выгорания, причем 44% находятся на его поздней и самой опасной стадии. Впрочем, только 21% респондентов демонстрируют низкую профессиональную эффективность – они страдают, но держатся.

«Ведомости» выясняли, как проявляется выгорание у IT-специалистов, какой ущерб это наносит компаниям и как они с этим борются.

Коварные симптомы

Поскольку ощущение уровня выгорания у всех людей разное, авторы исследования применили для его замера методику Maslach Burnout Inventory (MBI) от психологов Кристины Маслач и Сьюзан Е. Джексон. Сам опросник использовали в модификации Натальи Водопьяновой для российской аудитории.

В методике MBI выгорание имеет пять уровней: крайне низкий (человек чувствует удовлетворение от работы, и у него нет чрезмерной усталости), низкий (есть усталость, но есть и чувство удовлетворения), средний (есть усталость, а уровень удовлетворения работой падает), высокий (усталость и равнодушие к работе растут) и крайне высокий (появляется неимоверная усталость и полная потеря чувства личной реализации на работе).

Бывает, что сотрудники выгорают, подобно свечке, – сначала горят и перед тем, как погаснуть, вспыхивают, делится наблюдениями Юлия Тищенко, эксперт HR-платформы Beehive. Например, интроверт может начать шутить и веселиться, а экстраверт вдруг замыкается и целыми днями только работает. Уставший человек не только теряет продуктивность, но и часто становится токсичным для коллег, тормозит их работу, добавляет Анастасия Егорова, руководитель студии Get Progress. Она вспоминает, что первый раз столкнулась с эмоциональными проблемами сотрудников в период ковида, когда у некоторых специалистов резко возросли тревожность и напряжение, не позволявшие им сосредоточиться на рабочих задачах. Это было еще не выгорание, но однозначно стадия, ему предшествующая.

Классический вариант поведения на фоне выгорания– запой, говорит гендиректор компании Zecurion Алексей Раевский. «Человек пропадает на несколько дней, мы его ищем с собаками, и выясняется, что он решил таким образом бороться с выгоранием. Надо сказать, что у нас в стране этот вариант наиболее популярный», – объясняет он. В его практике были и более экзотические варианты. Например, однажды один из разработчиков перестал выдавать нужный результат и начал придумывать разные поводы, чтобы не работать, в основном ссылался на несуществующие технические сложности. Раевский на него надавил, а через некоторое время тот вышел ночью в магазин, нарвался на поножовщину и попал в больницу. Все закончилось благополучно, но проект пришлось закрыть.

Что значит «Сгореть на работе»

Авторы исследования «Хабр карьеры» и Beehive определили выгорание как состояние эмоционального, психологического и физического истощения, которое развивается вследствие долгого стресса и затрагивает людей совершенно разных профессий и уровня должности. У выгорания несколько составляющих. Эмоциональное выгорание характеризуется чрезмерной усталостью, отсутствием энергии, ощущением эмоционального истощения. Параллельно приходит так называемая деперсонализация (или апатия), что выражается в отстраненном и циничном отношении к окружающим. Профессиональная эффективность падает, что снижает удовлетворенность достижениями в работе.

По данным исследования, чаще всего из работающих в секторе IT испытывают выгорание управленцы (58%) и менеджеры по продажам (57%). Среди IT-специалистов часто жалуются на это специалисты поддержки (56%), реже – специалисты мобильной разработки (34%). Степень выгорания зависит также от положения в команде. Самая глубокая стадия выгорания нередко наблюдается у лидов, которые возглавляют IT-команды (52% опрошенных). Но у IT-специалистов среднего уровня (сеньоров и мидлов, в терминологии исследования) она тоже достаточно велика – по 44% в каждой группе респондентов.

В целом половина респондентов с высокой степенью выгорания (51%) считают, что потеряли азарт и мотивацию в работе, 47% чувствуют упадок сил и апатию по отношению к работе, а 44% устают и изматываются к концу рабочего дня. По мнению авторов исследования, к таким состояниям приводят нагрузки сверх нормы, напряженный график работы, отсутствие удовлетворяющей оплаты труда, жесткие дедлайны.

Ужасные последствия

По данным исследования, компания в немалой степени способствует выгоранию своих сотрудников, если ее бизнес-процессы непрозрачны, человек не понимает, что и как ему делать с рабочей задачей, куда идти, к кому обращаться и какой результат нужен. Последнее часто происходит, когда руководитель ставит абстрактные задачи без четких и понятных критериев оценки.

Приводят к выгоранию также конфликты между сотрудниками. Наконец, усталость и раздражение проявляются, когда в работе много рутины: человеку приходится выполнять множество бессмысленных действий, не влияющих на результат, а просто потому, что так надо.

Опрошенные «Ведомостями» IT-компании признают, что им случалось пропускать важные симптомы выгорания у сотрудников и последствия всегда были неприятны. Например, компания «Бобдей софт» сталкивалась с трудностями из-за выгорания работников как минимум дважды, вспоминает ее директор по разработке Иван Кролевец. В одном из проектов такое случилось с одним из ключевых разработчиков. Это можно было бы заметить, так как он стал допускать больше ошибок в работе и конфликтовать с коллегами. Но просмотрели, и человек махнул рукой на работу. В итоге сроки проекта сдвинулись на несколько месяцев. В другой раз выгорание произошло у системного администратора. Причиной стал постоянный перегруз задачами. Как результат, на его участке ответственности образовалось «бутылочное горлышко», которое тормозило работу других сотрудников. А кончилось тем, что сисадмин пришел с заявлением на увольнение. После этого инцидента в компании пересмотрели нагрузку на команду и расширили штат.

85%

IT-специалистов, уже столкнувшихся с выгоранием, все еще считают, что у них все в порядке, показали расчеты уровней выгорания, проведенные авторами исследования «Хабр карьеры» и Beehive

А в компании IBS, по словам замначальника отдела заказной ABAP-разработки Дарьи Чувашовой, обратили внимание, что выгоранию больше подвержены именно специалисты среднего уровня и близкие к уровню «сеньор» специалисты. Новички замотивированы, говорит она, у них впереди большой и увлекательный путь, они изучают новые для себя технологии, погружаются в новую и интересную для себя профессию. Конечно, множество новой информации – это стресс для мозга. Но если верить психологии, в таком режиме все интеллектуальные и эмоциональные ресурсы находятся в режиме мобилизации и нет места выгоранию. Как нет его уже и у экспертов с внушительным опытом работы: они научились выстраивать взаимоотношения с работой оптимально и осознанно.

Однако бывает и так, что выгорают именно те сотрудники, кто хорошо работает и не вызывает никаких нареканий, предупреждает Тищенко из Вeehive. По ее наблюдениям, руководство часто не обращает на таких сотрудников внимания, а они от этого невнимания теряют интерес к работе и их эффективность падает.

Рецепты борьбы

Основателю школы программирования «Эльбрус буткемп» Георгию Бабаяну нередко приходится иметь дело с выгоревшими профессионалами. По его словам, это и его собственные сотрудники, и ученики школы, среди которых есть как IT-специалисты, так и уставшие от своей работы люди других профессий: юристы, бухгалтеры и т. д. У Бабаяна для них есть одно хорошее лекарство – перемены. «Если человек устал преподавать, мы предлагаем ему перейти в команду разработчиков или, наоборот, вместо написания кода начать преподавать, – рассказывает Бабаян. – Помогает и переезд сотрудника в другой город: у нас есть офисы в Москве и Санкт-Петербурге».

Чаще всего, по его наблюдениям, выгорают молодые работники. Бабаян считает, что они еще не научились выстраивать баланс между жизнью и работой. Он подчеркивает, что IT не самая простая специальность. В ней приходится решать много сложных интеллектуальных задач, причем на сравнимые задачи может уйти разное время: «Это не завод, где проработал 10 часов и сделал 10 деталей. Тут можно за час решить задачу, а с другой, вроде бы похожей, можно и за пять часов не справиться». Бабаян советует учитывать эту особенность и чередовать сложные задачи с легкими, чтобы избежать выгорания.

Компании ищут способы борьбы с выгоранием. Например, в «Лаборатории Касперского» регулярно проводится анонимный опрос YourVoice, который позволяет оценить отношение сотрудников к работе, оплате и их ментальное состояние. Компания следит за балансом между работой и отдыхом работников. В офисе есть бесплатные спортзалы, сауна, комнаты для игр, которые можно посещать в течение рабочего дня. Работает корпоративный психолог, а если выгорание связано с работой, то у сотрудника есть возможность поменять сферу деятельности, говорит руководитель отдела подбора персонала «Лаборатории Касперского» Елена Михеева.

74%

IT-специалистов, участвовавших в исследовании «Хабр карьеры» и Beеhive, имеют признаки деперсонализации (апатии), но высокая степень зафиксирована только у 38% опрошенных

Основной смысл – не создавать условий для выгорания, полагает Раевский из Zecurion. По его мнению, здесь множество критериев: задача должна быть интересной и амбициозной для конкретного человека, чтобы было ощущение, что он работает не просто ради денег, а результат его работы имеет значительную ценность. «Мы доводим это до всех участников процесса – от разработчиков и инженеров до тестировщиков», – говорит Раевский.

К оперативным мерам по профилактике выгорания можно отнести также предоставление гибкого графика работы, возможность бесплатных психотерапевтических сессий, публичное поощрение, подчеркивание важности результатов работы, говорит Егорова из Get Progress. Кроме того, важно поддерживать атмосферу доверия в коллективе, чтобы сотрудники смело рассказывали о своих проблемах и получали своевременную поддержку. Например, когда одному из ключевых специалистов Get Progress понадобился внеплановый трехмесячный отпуск по семейным обстоятельствам, компания его предоставила и оплатила. Как результат, сотрудник до сих пор трудится в компании. Потерять специалиста, который хорошо работал, знает специфику и не подводил тебя в прошлом – это серьезная управленческая ошибка, ведь поиск и адаптация нового человека обойдутся в разы дороже, чем профилактика факторов выгорания, заключает Егорова.