Как компании помогают сотрудникам вернуться к работе после длинных выходных

В ход идут и поощрения, и наказания
Freepik

Всю первую половину января в бизнесе продолжается затишье: многие не выходят на работу сразу после праздников, догуливая отпуска, а на дорогах сравнительно немного машин. Такая обстановка не способствует рабочему настрою, из года в год жалуются «Ведомостям» руководители российских компаний. «В конце года надо было закончить множество проектов, успеть купить все подарки, да еще и пережить настоящий транспортный коллапс на дорогах. Люди работали на адреналине, устали, а потом за праздники расслабились и вышли в офис в совершенно разобранном состоянии», – сетует исполнительный директор консалтинговой компании «ЛюдиPeople» Виктория Петрова.

В первые дни работы нередко страдает дисциплина, рассказывает управляющий компании по изготовлению и продаже замороженной пиццы Napoli Pizza Артем Бобцов. Пункты выдачи пиццы обычно открываются уже 2 января, и часто сотрудники выходят на работу «после вчерашнего», но к этому, по словам Бобцова, все относятся с пониманием, ведь и сами клиенты приходят за пиццей в таком же состоянии. Хуже, когда сотрудники не выходят на работу вовсе. В этом году, говорит управляющий, после Нового года на работу в пункты выдачи не вышло три человека – их пришлось уволить за прогул.

Подобные ситуации после новогодних праздников не редкость, многие международные исследования подтверждают, что после праздников люди часто испытывают так называемый роst holiday blues (послепраздничная хандра) и нуждаются в поддержке.

По просьбе «Ведомостей» компания Online Market Intelligence (OMI) 9–10 января 2024 г. опросила 9486 работающих россиян. 52% опрошенных не работали все праздники, и именно таким респондентам было тяжелее всего включиться в работу. 52% из них не получили никакой поддержки от работодателей, а 48% такую поддержку получили. Чуть более половины получивших поддержку (51%) работников сказали, что это стимулировало их к труду: 28% были мотивированы тем, что компания о них заботится, а еще 22% тут же захотели работать лучше. Но еще 22% отметили, что меры, принятые компанией, на их продуктивность никак не повлияли, а 10% респондентов и вовсе разозлились из-за этого на своих работодателей.

«Ведомости» выясняли, какие меры принимали в этом году работодатели, чтобы быстро мобилизовать своих сотрудников, что больше помогло и почему так важно вдохновлять персонал на работу в первые же дни года.

Пообщаться по душам

Владимир Шейкин, генеральный директор компании по организации фестиваля спорта Ironstar и фестиваля бега Rosa Run, обычно проводит две еженедельные планерки: одну для всех сотрудников, а другую для менеджеров по продажам. Первая рабочая неделя января тоже началась с двух планерок. На общей встрече с сотрудниками Шейкин не обсуждал конкретных планов, она носила скорее вдохновляющий характер и нужна была для того, чтобы снова собраться всем коллективом, обменяться впечатлениями об отдыхе и сказать, что компания «врывается», как выразился Шейкин, в новый год и готова к новым вызовам. На второй планерке, с менеджерами по продажам, уже обсуждалась конкретика: многие менеджеры начали постепенно работать еще в праздники – они рассказывали, что уже сделали и что будут делать в ближайшую неделю. «Настрой был у всех позитивный, один менеджер, у которого дома маленький ребенок, как мне показалось, очень радовался выходу на работу, потому что устал сидеть дома», – рассказывает Шейкин.

Особый подход в первые рабочие дни требуется для ценных IT-специалистов, уверен Сергей Соловьев, гендиректор IT-компаний в сфере спорта «МойФитнес.рф» и «ФитнесЛига.рф». IT-специалисты, рассуждает он, люди мотивированные, многие из них продолжают частично работать и на отдыхе, их не нужно дополнительно вдохновлять на свершения. Но в этой профессии часто трудятся интроверты, и после недельного сидения дома им нужно снять барьеры в общении с командой. Для этого в прошлом году Соловьев на первой же рабочей неделе собрал весь коллектив в 20 человек за настольной игрой, которую по этому случаю принес один из сотрудников. Кроме того, сотрудники обязательно получают от компании подарок – толстовку.

90%

россиян отмечают снижение продуктивности в январе, показал опрос 2500 человек в разных регионах России, проведенный в январе 2023 г. сервисом правильного питания Level Kitchen

Поощрять награждениями сотрудников будут и в некоторых подразделениях ритейлера «Вкусвилл». По словам представителя компании, в некоторых территориальных группах магазинов в начале года запланировано подведение итогов, награждение сотрудников, мини-корпоративы. А в «Северстали», где производство представляет собой непрерывный цикл, призами награждают в начале года тех, кто трудился в ночную смену с 31 декабря на 1 января. По словам представителя компании, розыгрыш призов и подарков уже проведен. В Череповце призами стали подарочные сертификаты в магазин «Лента» на 10 000, 25 000 и 50 000 руб.

По данным OMI, 17% российских компаний дают сотрудникам позитивную обратную связь по работе, а также говорят приятные слова, 16% проводят совещания для активизации работы, 14% дарят подарки и вручают награды за прошлый год. Это важно, поскольку сейчас все работодатели сталкиваются с проблемой массовой демотивации сотрудников – на сузившемся рынке люди не видят большого количества новых возможностей для развития и нуждаются в поддержке, полагает руководитель направления консалтинга компании Manpower Анна Бурова. Именно поэтому, говорит она, сразу после новогодних праздников работодателям так важно работать с эмоциями людей: вдохновлять, награждать, говорить теплые слова.

Нужно дать людям «время и пространство», чтобы они снова привыкли к работе, а не вводить их сразу в рабочий стресс, соглашается психолог и партнер компании «Экопси консалтинг» Мария Макарушкина. Постепенное ускорение придаст импульс и сделает сотрудников потом более продуктивными, уверена она.

Стимулировать отчетом

Но есть компании, где не принято долго настраиваться на работу. Особенно часто это происходит там, где сотрудники не уходили на длительные выходные, – мотивировать их нужно другими способами. Достигнутые результаты вдохновляют на дальнейшие трудовые подвиги и позволяют преодолеть усталость, рассуждает Татьяна Григоренко, заместитель гендиректора по работе с персоналом управляющей медицинской компании «Артсмед». По ее словам, главная мотивация сейчас для офисных подразделений – работа над годовым отчетом. Подчиненные Григоренко начали работу над этим отчетом еще в декабре и в январе должны его сдать. «Когда мы смотрим в наш отчет, мы видим окончательные цифры года и понимаем, что все наши старания были не зря, за год мы много всего сделали и теперь можем двигаться дальше», – рассказывает Григоренко.

Подобный подход разделяют еще два опрошенных «Ведомостями» руководителя. Бобцов из Napoli Pizza говорит, что в ближайшие выходные сотрудников его компании ждет выездная стратсессия, к которой они сейчас активно готовятся. А Петрова из «ЛюдиPeople» проведет деловое мероприятие в начале второй рабочей недели. «В канун Нового года мы всем коллективом ходили в ресторан и вели там дружескую беседу о том, что сделали в уходящем году, а что будем делать в грядущем. Теперь, в начале года, большая встреча всей компании будет носить сугубо деловой характер. Разговор пойдет о конкретных планах, о выходе компании в сферу IT, об использовании в работе технологий искусственного интеллекта. Если будем расти, то и заработки наши вырастут», – рассказывает Петрова.

28%

россиян настраивают себя на рабочий лад после праздников с помощью привычного графика сна и пробуждения, 14% – в общении с друзьями и коллегами, 12% составляют четкий график задач на первые рабочие дни, показал недавний опрос 10 000 респондентов, проведенный сервисом «Авито работа»

По данным OMI, 16% компаний в начале года ставят сотрудникам рабочие задачи, за выполнение которых выплачивается премия. Это стимулирует к новым достижениям. Первые рабочие дни нового года – это время так называемой интеллектуальной невесомости, когда уже забыта суета прошлого года, а ее место еще не заняла рутина года нынешнего, напоминает Бурова из Manpower. По ее мнению, это самое удачное время для мозговых штурмов, поиска новых идей и создания новых стратегий.

Пожурить или наказать

Некоторые сотрудники злоупотребляют добродушным отношением начальства в первые рабочие дни года, и тогда следуют наказания. По данным OMI, 18% респондентов, не работавших все праздники, получили сразу после выхода устный выговор за плохую работу или ошибки, 10% выслушали угрозы лишиться премии за плохую или недоделанную работу, 9% получили выговор за опоздание.

Самое ленивое время года

Несколько лет назад американская консалтинговая компания в сфере организации труда Redbooth провела любопытное исследование. В течение четырех лет она оценивала активность своих клиентов в разные месяцы года и выяснила, что наименее продуктивными месяцами были для них декабрь и январь, т. е. время до и сразу после Рождества и новогодних праздников. В декабре компании выполняли в среднем только 8% поставленных задач, в январе и вовсе 7,2% задач. Для сравнения: наибольшее число задач (в среднем 9,2%) они выполняли в октябре. Всего авторы исследования проанализировали 1,8 млн проектов своих клиентов, которые включали 28 млн задач. Вывод оказался однозначным: люди более всего отвлекаются от работы и становятся наименее продуктивными в предрождественской суете и во время январского затишья после праздников.

В одной компании была разработана система неденежных штрафов для тех, кто слишком медленно включается в работу после новогодних выходных, вспоминает Макарушкина из «Экопси консалтинга». За каждую провинность, промедление или ошибку сотруднику начислялись штрафные баллы, и при наборе определенного числа таких баллов сотрудник должен был в течение какого-то времени проводить часть рабочего дня за самой скучной, хотя и нужной компании работой по обновлению базы данных и занесению туда новых клиентов. Зная, что их может ожидать скучная работа, люди старались как можно быстрее мобилизовать силы на работу после длинных выходных. После долгих выходных людей все же не стоит сразу слишком сурово наказывать – достаточно для начала просто пожурить, замечает на это Шейкин.

Главное, что должно присутствовать в компании в начале нового года, – это подчеркнуто конструктивный подход, люди не должны считать, что их уговаривают включиться работать, полагает управляющий партнер брендингового агентства Depot Алексей Андреев. По сути, сотрудники должны понять, что праздники закончились и начались обычные рабочие дни, говорит он.