Лишь 9% всех вакансий на рынке труда потенциально подходят молодым соискателям

Эти рабочие места не требуют опыта, и работодатели готовы брать туда молодежь
Freepik

Российские компании сегодня часто декларируют желание нанимать молодых работников, даже если у тех нет опыта работы. При этом работодатели жалуются на нехватку молодежи вследствие демографической ямы 1990-х и говорят, что всеми силами пытаются заманить к себе молодых специалистов: одни активно сотрудничают со школами и вузами, другие предлагают интересные стажировки и проекты, третьи меняют корпоративную культуру под запросы поколения Z и создают внутри компаний интересные цифровые сервисы.

По данным Росстата, самая многочисленная группа в структуре населения – люди в возрасте 30–40 лет. А число работников в возрасте моложе 35 лет за 2022–2023 гг. сократилось на 1,3 млн человек. В ближайшие пять лет на рынок начнет выходить все меньше новых кадров, молодых будет все больше не хватать и спрос на них будет расти, уверяла еще в 2023 г. «Ведомости» руководитель молодежного направления hh.ru Ирина Святицкая.

Но исследование, проведенное сервисом HeadHunter ко Дню студента в начале этого года, показало, что, несмотря на кадровый голод, российский рынок труда не слишком благоволит молодым соискателям: потенциально для молодых годится всего лишь 9% всех вакансий на рынке. Это рабочие места, которые не требуют опыта работы, допускают частичную занятость и дают возможность совмещать учебу с работой. В топ-5 профессиональных сфер, где спрос на молодых наиболее высок, вошли «Продажи, обслуживание клиентов» (47% от общего числа вакансий для молодых), «Транспорт, логистика, перевозки» и «Розничная торговля» (по 27%), «Административный персонал» (22%), и «Туризм, гостиницы, рестораны» (13%).

При этом, когда речь идет о постоянном трудоустройстве, работодатели чаще предлагают начинающим специалистам такие должности, как менеджер по продажам, секретарь, повар, учитель. Когда же молодой человек хочет подработать, ему по большей части могут предложить лишь самые неквалифицированные вакансии – место курьера, оператора call-центра, упаковщика, официанта или бармена. Зарплата тоже в большинстве случаев будет ниже, чем у более возрастных кандидатов: молодому человеку предложат в среднем на 11 000 руб. меньше, чем в целом по рынку, – 51 000 руб. в месяц против 62 000 руб. у остальных соискателей.

59%

работодателей считают основными проблемами работы с молодыми специалистами неготовность менеджеров на местах уделять много времени обучению и мотивации молодежи, показало исследование, проведенное конце в 2023 г. компанией Kontakt Intersearch Russia (участвовали 410 компаний и 395 студентов и выпускников)

По мнению рекрутеров, все дело в отсутствии опыта. У многих компаний, особенно малых и средних, нет финансовых и временных ресурсов обучать молодых, объясняет руководитель программы стажировок стаффинговой компании Ancor Анна Петрова. Поэтому они готовы брать с рынка только уже опытные, подготовленные кадры, а молодым предлагают самую простую работу.

Между тем молодые мечтают о другом. По данным сервиса HeadHunter, начинающие специалисты чаще всего размещают резюме менеджеров по продажам (7%), программистов (6%), дизайнеров и художников (5,2%). Молодые люди часто хотят получить работу, требующую творческого подхода или участия в бизнес-процессах, но работодатели не могут позволить себе допустить к такому труду совершенно неопытных людей, говорит руководитель проекта BrandUp & YounGo, партнер Kontakt InterSearch Анастасия Стасева. Она добавляет, что в условиях кадрового дефицита работодатели при приеме кандидатов на работу обращают внимание в первую очередь даже не на наличие образования, а на так называемые «мягкие навыки» молодых, такие как быстрая обучаемость и высокая работоспособность. Это помогает молодым людям быстрее включиться в рабочий процесс.

Особенность молодых кандидатов в возрасте 18–24 лет в том, что они намного больше придают значения смыслу работы: им важно видеть ценность своего вклада в общий процесс, они не хотят быть «маленьким винтиком в большом механизме корпорации», многие из них хотели бы иметь собственное дело либо видят в качестве идеального работодателя компанию с численностью штата до 100 человек, добавляет Анна Свергуненко, руководитель отдела подбора и адаптации компании Ancor.

42%

молодых специалистов хотели бы развиваться экспертно и стать профессионалами своего дела, отмечая при этом, что руководящая должность для них не является профессиональным приоритетом, выяснили в Kontakt Intersearch Russia

Как бы ни различались представления работодателей и начинающих специалистов о первом месте работы соискателя, им придется искать общий язык, убеждены эксперты рынка труда. Тем же студентам, показал недавний опрос 24 000 жителей России, проведенный сервисом по работе с самозанятыми «Подработка» и аналитиками медиахолдинга Rambler & Co, очень нужна работа или подработка: 19% опрошенных говорят, что студенты нуждаются в дополнительном доходе, 18% – что работа по специальности должна дополнять учебу, 17% – что работа может помочь студентам стать более самостоятельными.

Исследование HeadHunter тоже показывает, что молодежь хочет работать: конкурс среди молодых специалистов весьма высокий – сразу 10 резюме на одно рабочее место. Наиболее остро конкурируют друг с другом молодые люди в Северо-Кавказском ФО, где традиционно мало рабочих мест и большая безработица среди молодежи, и в Москве, куда из-за более высоких зарплат едут в поисках работы молодые люди со всей страны.

Крупные российские работодатели, как показали опросы «Ведомостей», нуждаются в притоке молодых кадров и готовы искать подходы к молодежи. Например, в AB InBev Efes «Ведомостям» рассказывали, что представители поколения Z (1995–2004 гг. рождения) составляют сейчас более 10% штата компании. Со временем, говорит директор по персоналу компании Ольга Орел, их станет еще больше. «Поэтому уже сейчас мы обучаем руководителей тонкостям и поведенческим особенностям работы с молодыми специалистами», – поясняет она.

В «М.видео-Эльдорадо» предлагают молодым консультантам гибко подходить к графику работы, чтобы совмещать работу с учебой. Компания также развивает программы стажировок и совместные образовательные программы с ведущими российскими вузами. А «Тинькофф», как сообщил его представитель, работает с потенциальными работниками финансовой сферы уже со школьной скамьи. В банке начинают работать с возможными кандидатами с пятого класса школы: компания организует для учеников бесплатные курсы и мероприятия, например подготовку к олимпиадам по математике. В дальнейшем молодые люди могу с 18 лет совмещать службу в банке с обучением, работая от 20 часов в неделю.