Около половины россиян хотели бы работать в небольших компаниях

Они уверены, что там их больше оценят
Freepik

Аналитики сервиса hh.ru опросили 1500 работников и соискателей по всей России и выяснили, сколько людей предпочитает работать в небольших компаниях и какие преимущества и риски они видят при устройстве на работу в малом бизнесе. Оказалось, что большинству россиян (72%) важен размер компании – этот критерий они оценили на 3,7 балла из 5 возможных. При этом 43% опрошенных при прочих равных условиях готовы выбрать небольшую компанию со штатом до 100 сотрудников. Особенно это важно для молодых респондентов в возрасте от 18 до 24 лет (50% от числа тех, кто выбирает малые компании) и для людей старшего возраста (49%).

Ранее к таким же выводам пришли авторы исследования «Талантист», проведенного в 2023 г. стаффинговой группой Ancor. Опрос 20 000 респондентов по всей России показал, что у 33% россиян в приоритете небольшие организации со штатом до 100 человек, у 21% – структуры со штатом от 101 до 1000 человек и только у 9% – большие компании с численностью персонала от 1001 до 5000 человек.

Малый и средний бизнес сейчас растет рекордными темпами, он стал катализатором экономики предложения, говорил в конце прошлого года гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич. По данным Единого реестра субъектов МСП, за последний год число небольших предприятий в России выросло с 6,05 млн в феврале 2023 г. до 6,3 млн в феврале 2024 г. Всего на этих предприятиях занято чуть более 15 млн человек. В одной только Москве, по данным блога мэра Москвы Сергея Собянина, по итогам 2023 г. на предприятиях МСП работало 3,3 млн человек, что на 8,4% больше, чем в конце 2022 г. Занятость в этом секторе продолжает расти.

Создавая новые рабочие места, малые компании тоже сталкиваются с острым кадровым голодом. Они пытаются привлекать работников хорошим компенсационным пакетом с конкурентной зарплатой, бонусами и дополнительными льготами, а также предоставлять им возможности для карьерного и профессионального роста, говорит Павел Зюков, основатель платформы для самозанятых «ЯЗАНЯТ» и председатель комитета по налогам МГО «Опора России».

В Москве тем не менее две трети опрошенных предпочитают работать в крупных компаниях, показал опрос hh.ru. И это неудивительно: известное имя компании в резюме повышает стоимость кандидата, отмечает гендиректор компании «Талант маркетинг» Жанна Волкова. В случае с топ-менеджером размер бизнеса, бюджетов и ответственности имеет прямую корреляцию с его зарплатой. К примеру, директор по маркетингу ведущей фармацевтической компании будет получать в 10 раз больше, чем директор по маркетингу небольшой стоматологической клиники, добавляет эксперт.

В крупной компании все бизнес-процессы четко организованы, можно получить интересный опыт, вырасти профессионально и при этом зарплата хорошая, рассказывает старший разработчик Рауф Эрк, который сначала работал в Ozon, потом в малых IT-компаниях, а теперь трудится в «Сбере».

Но есть и свои минусы. Многие крупные корпорации сегодня охотно нанимают персонал, у них есть детально разработанные политики найма, стажировок и удержания сотрудников, но все равно попасть туда сложнее, чем в малый и средний бизнес, отмечает Вячеслав Белобжецкий, доцент кафедры логистики МАДИ и эксперт московского областного отделения «Опоры России». Кроме того, в больших организациях много регламентов, бюрократии, работать там сложнее и подчас не так интересно: человек начинает чувствовать себя винтиком в системе, говорит управляющий директор кадровой компании Unity Феликс Кугел. «Даже самые яркие личности иногда могут превратиться там в серых мышей», – замечает он. В мире корпораций всегда много внутренних политических течений, переговоров, коммуникаций, не всегда относящихся к работе, но обязательных для работника, добавляет Волкова.

Карьера в таких организациях тоже делается медленно, говорят собеседники «Ведомостей». В какой-то момент движение по карьерной лестнице останавливается, потому что «верхние этажи» компании уже заняты и оттуда никто не собирается уходить, дальнейший рывок возможен только при смене работы, отмечает Кугел.

81%

кандидатов при выборе работодателя обращают внимание в первую очередь на зарплату, 75% – на финансовую стабильность организации, 65% – на гарантии долгосрочной занятости, показало исследование Ancor

В малом бизнесе тоже свои плюсы и минусы. Говоря о преимуществах, большинство респондентов hh.ru (60%) отметили значимость каждого сотрудника для компании. Почти столько же (59%) выделили атмосферу в коллективе (вопрос предполагал множественный выбор ответов). Еще 48% говорили об отсутствии в небольших компаниях бюрократии, 44% – о гибкости рабочих процессов, 43% – о возможности себя реализовать. Реже выделяли меньшее число собеседований, более быстрый процесс трудоустройства, интересные проекты или опыт, возможности для обучения.

В малом бизнесе личность человека в большей степени влияет на процессы и решения, которые принимает компания: если конкретный сотрудник развивает какое-либо направление, придумывает новый продукт или новую услугу, бизнес сразу делает рывок вперед, считает Белобжецкий. Поэтому в средних и малых компаниях человеку легче доказать свою ценность, он, по сути, критически важный ресурс, говорит эксперт.

68%

среди тех, кто не хочет работать в малом бизнесе, считают недостатком небольших компаний непрогнозируемые карьерные перспективы, еще 50% опасаются выплаты серой зарплаты и неизвестности компании на рынке, по данным HeadHunter

В небольших компаниях бизнес может быть сумбурным, у руководства часто либо не существует, либо на ходу меняется стратегия, может не хватать рабочих рук, но зато каждый работник волен импровизировать, предлагать, проявлять инициативу и обсуждать с руководством свои идеи, рассуждает Волкова. Это особо ценно для молодежи. Ей важно ощущать ценность своего вклада в общее дело, понимать конкретную пользу от работы и не чувствовать себя винтиком в большой корпоративной машине, добавляет директор по продажам и маркетингу Ancor Наталья Щербакова. Важно также и то, что небольшие организации часто более гибки в вопросах рабочего времени и графика, что привлекательно для тех, кто предпочитает больше свободы и независимости, объясняет Зюков. Молодые люди сегодня выбирают гибкость в работе и не любят находиться в офисе с 9 до 6.

Еще один неоспоримый плюс работы в маленькой компании – более сплоченный коллектив, что создает атмосферу доверия и более тесное взаимодействие, полагает Зюков. «Где бы ты ни работал – в большой или в малой компании, ты все равно в основном общаешься со своей небольшой командой или отделом», – не соглашается с ним Эрк. В «Сбере», несмотря на огромные размеры госбанка, он так же, как и раньше в небольшой компании, работает в команде, насчитывающей шесть человек. «Я больше почти ни с кем не общаюсь, а в команде у нас замечательные отношения», – говорит Эрк.

Тем не менее с зарплатами и карьерой в малом бизнесе не все так безоблачно. Заработать больше денег и построить карьеру можно, только если вы владелец или руководитель, уверена Волкова. По ее наблюдениям, рядовые работники однозначно зарабатывают больше в крупных корпорациях. Карьера в малом и крупном бизнесе тоже несопоставима. Гендиректора небольшой торговой компании вряд ли станут рассматривать на позицию гендиректора федеральной сети, поскольку уровень ответственности, масштаб и опыт работы у него неподходящие. Поэтому за карьерой надо однозначно идти в крупный бизнес, а за идеями и мечтой – в малый, говорит эксперт.