Россияне стали реже шутить на работе

И почти перестали разыгрывать коллег, особенно начальство
Freepik

Более половины россиян (63%) убеждены, что юмор помогает работать, поэтому многие относятся к шуткам на работе 1 апреля терпимо. Но только каждый восьмой (13%) решает устроить розыгрыш, показал опрос 1600 респондентов трудоспособного возраста по всей России, проведенный порталом SuperJob в конце марта 2024 г.

Шутка, если она не злая, помогает людям работать, сближает коллектив и улучшает коммуникации в компании, замечает психолог и партнер «Экопси консалтинга» Мария Макарушкина. Шутки в коллективе – показатель здоровой атмосферы и они сплачивают коллектив не только 1 апреля, но в любой другой день, убежден Александр Канатов, операционный директор компании – разработчика программ контроля сотрудников и мониторинга рабочих процессов «Стахановец».

Не вызывает удивления, что чаще в компаниях принято шутить над коллегами, нежели над начальством. Объектами подколов на работе 1 апреля становилось 15% коллег, указано в статистике опроса. В то же время подшутить над начальником решался только один из десяти респондентов (о дальнейшей судьбе этих сотрудников вопросов в исследовании SuperJob, видимо, не задавалось). Чаще это делали сотрудники в возрасте старше 45 лет.

Но в целом, по данным SuperJob, с 2010 г. россияне стали дурачиться на работе в два раза меньше. Опрошенные «Ведомостями» сотрудники и руководители сказали, что в этот раз 1 апреля у них на работе шуток не было: возможно, повлияли последние события в «Крокусе», многие все еще под впечатлением от случившегося. Часть опрошенных, кроме того, отметила, что в последнее время все вокруг очень заняты работой, а если кто и шутит, то все просто улыбаются в ответ и через пять минут об этой шутке забывают.

Из особо запомнившихся розыгрышей собеседники «Ведомостей» смогли припомнить лишь «нехорошие» шутки. Макарушкина вспомнила, как недавно в одной крупной компании пошутили над амбициозным молодым человеком, который очень ждал повышения: 1 апреля коллеги сказали ему, что его повысили, но потом, когда выяснилось, что это не так, сотрудник разозлился и от разочарования уволился.

В компании, где работал раньше управляющий пунктами выдачи заказов Napoli Pizza Артем Бобцов, начальник как-то 1 апреля написал утром в чате, что решил всем подчиненным дать отгул на один день, потом выяснилось, что этого не будет, и люди расстроились.

Добрых шуток и розыгрышей теперь меньше, они отошли на второй план, потому что в последние годы информационное поле стало слишком «бурным», во все каналы вбрасывается много фейковых новостей, люди уже мало чему верят и всё подвергают критике, полагает управляющий партнер брендингового агентства Depot Алексей Андреев.

Бывает так, что первоапрельские шутки оборачиваются серьезными проблемами для всей организации, а не только для отдельных сотрудников. Например, в 2023 г. британской почте Royal Mail пришлось публично извиняться за первоапрельскую шутку менеджера одного из отделений. Он вывесил объявление, что компания повышает зарплату на 11% и нанимает 10 000 новых сотрудников. Все это происходило на фоне долгой борьбы профсоюза за повышение зарплат и новостей, что к концу лета почта уволит 10 000 человек. История с фейковым объявлением случилась в небольшом городке Глостер на 110 000 жителей, но шутка вызвала резонанс по всей стране и попала на страницы ведущих газет.

Первого апреля лучше не проводить никаких мероприятий в компании и для клиентов: не знаешь, какова будет реакция, говорит Бобцов. Он рассказывает, что Napoli Pizza поначалу назначила на 1 апреля акцию в ритейле, но потом решила ее отменить и перенести на другой день, чтобы клиенты не сочли это просто шуткой. «А мы раньше 1 апреля выкладывали в открытый доступ смешные фейковые новости от нашей компании: то писали, что открываем филиал на Луне, то заключали контракт с мировыми селебрити на рекламу какой-то ерунды, то запускали в Китае производство самых нелепых продуктов», – вспоминает Андреев. Интересно, говорит он, что иные СМИ на эти фейки покупались и даже их публиковали. Компания потом объясняла, что это была первоапрельская шутка.

Один из классических и безвредных первоапрельских розыгрышей сделал британский сотрудник на удаленке. В Zoom можно менять задний фон, и немало шутников ставило вместо него тропические пляжи или арктическую пустыню. Но фоном можно пустить и видео – и пораженные коллеги во время видеоконференции увидели, как их коллега принес сам себе кружку чая.

В этом году 1 апреля пришлось на понедельник, а в первый день недели шутить особо никому не хочется, замечает Алексей Андреев. Поэтому в его компании решили перенести 1 апреля на пятницу: в конце недели уже назначен стендап-вечер «Шутки в пятницу» . В стране, говорит он, сейчас происходит много печальных событий, третий год идет СВО. Но люди не могут все время только грустить, им нужны разные эмоции. Иногда можно и посмеяться, и улыбнуться.