Интригана можно вычислить уже на собеседовании

Часто во время интервью такой человек первым начинает говорить о своей неподверженности интригам, политике, сплетням

В середине 1990-х гг. я работала психологом в частном детском центре. Собралась профессиональная команда специалистов разного профиля, быстро возникли дружеские отношения. Но в наш сложившийся коллектив пришла новая преподавательница английского языка – и поползли слухи, будто родители какого-то ребенка недовольны качеством преподавания; затем всем «по секрету» стало известно, что директор центра платит много историку, личному другу, и явно недоплачивает математику. Атмосфера доверия и дружеской привязанности сменилась подозрительностью, сплетнями, злословием. Источником всех бед стала новая преподавательница. Она была интриганка – и работать в открытой и позитивной среде просто не умела. А разрушить такую среду очень просто. Коллектив распался, коллеги разбежались.

Я вспомнила эту историю, когда мой клиент, гендиректор фармацевтической компании, при увольнении одного из сотрудников спросил меня: «Как я мог заранее, на этапе собеседования, понять, что человек – злостный интриган? Вы, специалист, могли бы раскусить его?»

И я поделилась своими наблюдениями. Интриган – человек, которому комфортно существовать только в мутной атмосфере склок, слухов, недоверия, нелицеприятных происков; он привычно пользуется манипуляциями, подковерными играми, тайными кознями. Настоящий, опытный интриган умеет сразу понравиться, вызывает симпатию, обладает развитыми навыками самопрезентации; прекрасно выстраивает отношения с окружающими людьми. Он слушает других и отлично запоминает услышанную информацию: общение – главный козырь интригана; он часто бывает увлекательным рассказчиком. Интриган всегда чувствует людей, понимает их слабости и болевые точки; он активно задействует социальный интеллект, т. е. способность понимать расстановку сил в коллективе, источники принятия решений, систему сдержек и противовесов.

Но существуют и важные предупреждающие сигналы: часто во время интервью именно прирожденные интриганы без каких-либо специальных вопросов заявляют, что не подвержены интригам, политике, сплетням. А в свободном рассказе о своей жизни именно интриган постоянно упоминает разных людей в контексте коллизий, конфликтов, острых споров, несправедливо нанесенных оскорблений – и подчеркивает собственные благородные намерения. Вдохновенно рассказывает он, как отчаянно и беспрестанно борется с несправедливостью, неблагодарностью, манипуляциями, злословием.

Об истоках. Детство интригана чаще всего проходит в сложных условиях, в многолюдных и неблагополучных семьях. С раннего возраста ребенку, чтобы получить желаемое, приходится учиться специальным приемам: обманывать старших, подставлять братьев и сестер, что-то скрывать, действовать тайно, но решительно. А откровенные просьбы и честное выражение потребностей приводят лишь к насмешкам, грубым отказам и даже наказаниям.

Может ли интриган измениться? С одной стороны, надеяться на это было бы слишком оптимистично. С другой – регулярная и конструктивная обратная связь с авторитетными коллегами и руководством, интересная работа в прозрачной, дружественной среде творят чудеса. Иногда неуспех в интригах заставляет человека учиться открытым, честным отношениям. Но не стоит всерьез уповать, что человек быстро станет таким, каким хотелось бы его видеть. Правильнее тщательно отнестись к выбору сотрудника на первых этапах знакомства.

Кстати, после собеседования с интриганом у интервьюера обычно возникают противоречивые чувства: вроде симпатичный парень, но что-то настораживает. Доверяйте ощущениям: после общения с манипулятором всегда остается неприятный осадок.

Но настоящие интриганы – великие мастера обмана. Будьте бдительны!