10 пунктов инструкции по выживанию

Как малый бизнес может ответить на разрушительный потребительский кризис

Потребительский кризис нанес мощный удар по малому бизнесу. Доходы населения и спрос падают, аренда и стоимость кредитов растут, меры господдержки в реальности работают мало. Судя по многочисленным прогнозам, кризис накрыл Россию надолго. В этой ситуации спасение бизнеса становится «делом рук самих утопающих». Наш банк собрал основные рекомендации для тех, у кого есть свое дело, по выживанию в кризис. Мы надеемся, что они помогут вам продержаться «на плаву», а, может быть, и найти новые, более успешные формы деятельности.

Условно наши советы можно разделить на две группы: что нужно делать уже сейчас, и то, о чем стоит задуматься на будущее. Сначала о мероприятиях первой группы, которые в вашей компании уже должны работать.

1. Не буду оригинальным, но все же повторю совет, который озвучивают все специалисты: сокращение издержек являются одной из важнейших антикризисных мер. Отложите «на потом» ремонт офиса или дорогую рекламу – в кризис это имеет совсем мало значения.

Определите «точку безубыточности»: рассчитайте объем продаж, который необходим, чтобы выходить «в ноль». И каждый день сверяйтесь, насколько ваши реальные продажи выше этой точки.

Оптимизируйте персонал. Тех, чью работу нельзя назвать эффективной, придется сократить. Часть непрофильных работ можно передать на аутсорсинг – контракт на разовое исследование рынка, скорее всего, будет стоить вам меньше, чем содержание отдела маркетинга. И, самое главное, прекратить отношения с аутсорсером можно будет без лишней головной боли и материальных компенсаций, как этого требует закон при сокращении сотрудников.

И еще обратите внимание на цены конкурентов ваших поставщиков. Вполне возможно, среди них вы найдете тех, у кого будут более выгодные для вас условия.

2. Пока еще есть время, озаботьтесь созданием «подушки безопасности» компании. Откладывайте в резервный фонд хотя бы 15% от прибыли. Это даст возможность продержаться какое-то время, когда дела пойдут совсем неважно. Конечно, гораздо веселее жить с надеждой на «авось», но это явно проигрышная стратегия - иногда бывает, что кирпич падает туда, куда не должен упасть.

3. Давно известно, что в кризис желательно входить без большого объема кредитов. Постарайтесь досрочно погасить все, что можете, и в первую очередь – кредиты в валюте, иначе выплаты при нынешних скачках курса могут вас разорить. Постарайтесь не брать новых кредитов, а если уж без них не получается обойтись, то тщательно изучите кредитные предложения банков, чтобы иметь возможность выбрать наиболее приемлемые условия.

4. Проверьте надежность контрагентов. С дебиторами, которые задерживают неплатежи, нужно без сожаления расставаться. Глупо надеяться, что в кризис финансовая дисциплина у неплательщиков улучшится, поэтому продолжайте работать с теми партнерами, чья финансовая состоятельность не вызывает у вас сомнений.

5. В кризис очень важна честность в партнерских отношениях. Держите связь со своим банком, даже если вы понимаете, что не можете вовремя вернуть кредит или погасить очередной платеж. Банк заинтересован в поиске взаимоприемлемого решения, а не в конфликте. Поэтому при малейшем намеке на финансовые трудности сразу же сообщите об этом и попросите об отсрочке или реструктуризации кредита.

Точно так же честно нужно вести себя и с партнерами, если вы не можете по каким-то причинам выполнить взятые на себя обязательства. Помните, что кризис когда-нибудь закончится, а вот ваша репутация останется с вами навсегда.

Теперь о «плане Б» - так можно назвать мероприятия, которые вы либо обдумываете, либо уже «просчитали» и держите в голове, чтобы реализовать в случае необходимости.

1. Продумайте, какой деятельностью ваша компания могла бы заняться, в случае сильного падения спроса. Пока не поздно, сформируйте «эконом-пакет», добавив в ассортимент более дешевые товары или услуги. Наличие такого широкого предложения сделает ваш бизнес более маневренным в нестабильное время.

2. Уточните «портрет» потребителя – изменился ли он в кризис? Проанализируйте, каким он стал, как изменились его потребности. Скорректируйте стратегию компании исходя из новых реалий. Исходя из этого, задайте четкие направления отделу продаж.

Используйте Интернет для рекламы: социальные сети, локальные ресурсы, сайты объявлений могут помочь находить потребителя, а реклама там стоит не очень дорого. Также неплохо в кризис работает система распродаж, различные спецпредложения и акции для клиентов.

3. Приведите в порядок все договора компании, это поможет в случае возникновения проблем более эффективно защищать свои права, в том числе, в суде. Еще раз изучите свой кредитный договор с банком, все ли условия вы выполняете и сможете ли выполнять их в ближайшем будущем. Если есть малейшие сомнения – продумайте, как обсудить проблему с банком, и возможности для реструктуризации.

Также проверьте отчетность на предмет оперативности и прозрачности. Прозрачная и грамотная отчетность – это преимущество в переговорах с банком по поводу кредитов и с налоговыми органами.

4. Если ваш бизнес связан с импортом, имеет смысл поискать отечественные аналоги импортных товаров (если они существуют) .

5. Проанализируйте активы, которыми располагает ваша компания. Есть ли у вас недвижимость, автотранспорт, оборудование, которые в случае необходимости можно продать или отдать в залог для получения кредитов или в обеспечение погашения долга? Есть ли избыточная площадь, которую можно сдавать в аренду?

Ретт Батлер, герой романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» утверждал, что состояния делаются и в эпоху расцвета империй, и во времена их краха. Успешный бизнес возможен даже во время кризиса. Но для этого надо правильно формулировать задачи и реально оценивать свои возможности. Поэтому самый главный совет: не теряйте голову, какой бы трудной не казалась ситуация. Думайте, прежде чем действовать и принимайте решения взвешенно.

Автор – председатель правления СДМ-банка