Правовые риски интернет-пред­принимателей

Умелое использование новых законов об интернете поможет минимизировать правовые риски и защитить ваше дело от нападок конкурентов

В последние несколько лет государство стало заметно активнее регулировать интернет и вмешиваться в деятельность интернет-компаний. Для последних каждый новый закон – это новые специфические юридические риски. Один из самых ярких последних примеров – вечная блокировка 11 интернет-порталов с пиратским контентом по решению Московского городского суда. Для массовых интернет-проектов даже временная блокировка может оказаться критичной, так как приведет к уменьшению аудитории сайта – его основного актива.

Наиболее высокие риски у сайтов, на которых пользовательские комментарии не проходят премодерацию, и те, на которых допускается пользовательский контент. К первой категории относятся интернет-магазины и агрегаторы с возможностью отзывов о товарах. Ко вторым – прежде всего социальные сети, порталы, форумы, доски объявлений. Недобросовестно заблокировать конкурирующий ресурс можно, например, следующим образом. Некто размещает на ресурсе-цели пиратскую картинку, текст, песню, видео, чертеж или любой другой объект (кроме фотографий) или гиперссылку на него. Дальше есть возможность в порядке предварительных обеспечительных мер временно заблокировать доступ к сайту. Это позволит атакующей стороне добиться временного бездействия сайта-цели – до удаления спорного объекта или отмены судом обеспечительных мер. Однако удаление пиратского контента с сайта не освобождает от ответственности за то, что он когда-то там был размещен, и суд формально обоснованно выносит решение о привлечении владельца сайта к ответственности. Далее эту процедуру следует повторить еще раз – и цель достигнута: сайт конкурента может быть заблокирован навечно. Его владельцам придется менять доменное имя с соответствующими затратами на ребрендинг или корректировать бизнес-модель с учетом сократившейся аудитории.

Другая группа рисков связана с возможностями потери доменного имени. Часто из-за спешки домен регистрируется не на организацию, а на одного из партнеров или сотрудника. В случае конфликта тот, на кого домен зарегистрирован, имеет фактическую возможность поставить под угрозу функционирование бизнеса, просто отключив сайт. Особенно неприятна эта ситуация, если домен зарегистрирован на вымышленные данные. Тогда его судебная защита может оказаться крайне проблематичной.

Еще одна угроза – доменное рейдерство, она же обратный киберсквоттинг, – появилась не так давно. Злоумышленник регистрирует товарный знак, который аналогичен доменному имени сервиса, и потом предлагает владельцу сервиса его купить. Иначе он обратится в суд на предмет того, что доменное имя нарушает его права на товарный знак, и в судебном порядке переведет доменное имя на себя. Поскольку суды, как правило, считают товарный знак более сильным (приоритетным), чем доменное имя, то шансы выиграть процесс у злоумышленника хорошие. Избежать риска весьма просто: как только проект начинает набирать популярность, следует подавать заявку о регистрации доменного имени в качестве товарного знака. Нельзя исключать и то, что регистратор доменов прекратит регистрацию доменного имени по своей инициативе или по требованию правоохранительных органов. Юристы обычно рекомендуют своим клиентам не пользоваться услугами российских регистраторов и не создавать основные домены в зонах .ru и .рф.

Также существуют риски, связанные с реальным нарушением чьих-то авторских прав. Не всегда интернет-сервисы заботятся о том, чтобы контент на сайте был законный. Часто забывают корректно оформить отношения с веб-студией, которая разрабатывала сайт. Из-за этого может оказаться, что права к сайту не перешли, и веб-студия или ее работники, которые непосредственно создавали интернет-проект, могут в судебном порядке потребовать запретить использовать сайт и выплатить компенсацию. Бывает и так, что веб-студия отдает заказчику украденный где-то и немного переработанный дизайн. Минимизировать риск весьма просто. Достаточно грамотно составить договор с создателями проекта и включить в договор заверения о соблюдении авторских прав и обязательство веб-студии участвовать в суде на стороне заказчика, если что-то нехорошее произойдет.

Если речь идет о крупных проектах, надо проверять, как оформлены отношения веб-студии и ее сотрудников. Дело в том, что авторские права возникают у конкретного автора и могут быть переданы другому лицу, только если для этого есть правовые основания и оформлены необходимые документы. Если у работодателя нет документов для подтверждения того, что сотрудник создал произведение в рамках должностных обязанностей, то права будут принадлежать не ему, а автору-работнику. Например, если в должностной инструкции указаны только обязанности по дизайну сайтов, но не указано про дизайн логотипов, то права на созданные логотипы будут принадлежать дизайнеру, а не веб-студии. И этот автор может предъявить иск к клиенту, для которого он делал сайт.

Следует позаботиться также о защите персональных данных пользователей. Если при регистрации на сайте пользователи оставляют свои персональные данные (имя, фамилию, адрес электронной почты), то они при этом должны давать согласие на их обработку. В противном случае владелец сайта может быть привлечен к административной ответственности (штраф до 10 000 руб.), а сайт может быть заблокирован по решению суда до тех пор, пока данные не будут удалены. Риски, связанные с персональными данными, характерны прежде всего для масштабных интернет-сервисов, однако если некая приватная информация по вине сервиса станет общедоступной, то уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни угрожает независимо от масштаба.

Все эти риски полезно учитывать при создании и развитии бизнеса в интернете. Умелое использование нового законодательства может минимизировать правовые риски и защитить ваше дело от нападок конкурентов.

Автор – партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры»