Executive МВА в поисках индивидуальности

Какими признаками должны обладать программы Executive MBA нового поколения

Когда поступающие на программу Executive MBA (ЕМВА) начинают интересоваться ее отличиями от МВА, представители школ бизнеса напрягаются. Не секрет, что многие программы Еxecutive MBA выросли из программ MBA, имеют похожую структуру и учебные планы, часто ведутся теми же преподавателями. Все те же блоки: стратегия, финансы, операционный менеджмент, управление персоналом, маркетинг. Ответы на вопросы, что делать с бизнесом – развить, продать или завести новый. Правда, две зарубежные стажировки вместо одной. Даже Executive MBA Council, международный совет по Executive MBA, честно указывает на своем сайте, что программа Еxecutive MBA – это та же МВА, но с некоторыми особенностями. Парадокс: за 70 лет существования программы ЕМВА мы не сильно продвинулись дальше утверждения «ЕМВА – это МВА для руководителей».

Пока что поиски новых идей для ЕМВА привели отрасль к мысли, что программа должна заняться развитием личности и лидерских качеств руководителя. Сегодня этот запрос худо-бедно отрабатывается школами бизнеса: кто-то устраивает встречи с медийными персонами, философами, высокопоставленными чиновниками, деятелями искусств, учеными. Кто-то призывает на помощь психологов и личных коучей. Однако понятно, что никакого развития личности и лидерства на базе «клуба интересных встреч» произойти не может.

Очевидно также, что cегодняшний бизнес все больше нуждается не в администраторах, а в преобразователях, поэтому слово «администрирование» в Executive Master of Business Administration теряет смысл.

Чтобы готовить таких преобразователей, в современной программе Executive MBA должен преобладать живой опыт, а не набор умных рекомендаций топ-менеджеру на все случаи жизни. Программа ЕМВА должна ориентировать слушателей не на осмысление кейсов, а на «проживание бизнес-задач», на результаты не чужих, а собственных исследований бизнеса.

В программах Executive MBA нового поколения теория и практика должны сочетаться по принципу «золотого сечения», т. е. на треть теории должно приходиться две трети практики.

Освоение инструментов менеджмента должно идти параллельно с изменением форм совместной деятельности участников, от работы в небольших командах до совместной работы многих участников в коллективе со сложной структурой. Иными словами, программы ЕМВА должны выводить участников за границы привычной деятельности, иначе руководитель продолжит мыслить старыми категориями: например, коммерческий директор всюду будет мыслить как коммерсант, даже тогда, когда от него ждут совсем другого. Механизм так называемой профессиональной деформации лечится только сменой видов деятельности и обучения.

Кроме того, программы EMBA нового поколения должны содержать образовательные элементы, которые бы позволяли слушателям критически оценивать усвоенное, высказывать сомнения. Согласно Гегелю, любое развитие происходит через движение «тезис – антитезис – синтез». Накачка руководителей даже самыми современными методами не сделает из них людей, способных к волевым и нравственно ответственным решениям. Отсутствие в современных программах ЕМВА такого важного элемента, как критика, лишает слушателей возможности созидания нового опыта через преодоление понятого. Именно это позволит слушателям ЕМВА усовершенствоваться в главном – в умении добиваться исполнения управленческих решений.

Автор – президент Российской лиги МВА