Статья опубликована в № 4242 от 17.01.2017 под заголовком: Советы консультанта: Как менеджеру использовать гнев для эффективного управления компанией

Как научиться управлять гневом

При правильном применении эта эмоция поможет своротить горы
Люция Сулейманова, управляющий партнер Центра образовательной кинесиологии

«Они меня бесят. Я знаю, что так нельзя говорить, но словом «раздражение» мои чувства уже не описываются. Я сижу на совещаниях и трачу время не на то, чтобы управлять процессами, а на то, чтобы сдерживать гнев, потому что мне хочется орать на подчиненных и лупить кулаком по столу. Я превратился в сгусток ярости – и не знаю, как это побороть» – это слова топ-менеджера большой компании. Он обратился к психологам в надежде научиться контролировать обуревающий его гнев. И был крайне удивлен, когда на первой же беседе узнал, что подавление гнева – не выход.

А каков тогда выход? Давайте попробуем разобраться.

Гнев – базовая человеческая эмоция, возникающая тогда, когда невозможно удовлетворить потребности или достичь какую-либо цель. Это эмоция борьбы, когда либо ты победишь хищника, либо он тебя.

В цивилизованном обществе на гнев накладывается табу. Однако базовые эмоции буквально вшиты в подкорку. Поэтому человечество придумывало легитимные площадки для высвобождения этих эмоций. Например, гнев наиболее полно реализуется в боях без правил, где бойцы сознательно его в себе культивируют, чтобы устранить соперника.

Тем не менее обычная жизнь – не ринг бойцовского клуба, здесь приняты жесткие правила поведения, диктуемые и религией, и светскими законами. Между тем обычная «вегетарианская» жизнь в офисных джунглях словно нарочно провоцирует менеджеров на первобытную ярость. Причинами гнева у менеджера становятся все и вся, что мешает достижению цели. Это и бестолковые подчиненные, и неблагодарное начальство, и коварные конкуренты-коллеги. И вот в вашей груди разгорается пламя гнева. Кажется, вот-вот произойдет взрыв. Но на этот случай у вас припасены различные маски гнева – чтоб никто (и вы сами) не догадался, что на самом деле вы готовы взорваться. Маски многообразны: тут и маска чрезмерной ответственности, и неадекватной критичности, и маска депрессии, и психосоматические болезни (головные боли, астма или проблемы с желудочно-кишечным трактом), и постоянное чувство вины из-за того, что вы вынуждены переносить гнев с обидчика на себя самого, и даже набор веса.

Но ведь можно сместить фокус – попытаться посмотреть на гнев не как на досадное препятствие, а как на сигнальную лампочку, столь же необходимую, как чувство голода или боли. Многие не знают, что гневливые люди живут дольше, а статистика утверждает, что это именно так – за счет своевременного сброса негативной энергии. Гнев делает мышление более гибким, а вас – более креативным и честным, помогает при переговорах и внушает оптимизм. Это в любом случае более здоровая реакция, чем страх, вызывающий депрессию и мешающий найти выход из ситуации. Главное – не переусердствовать. Что же нужно делать?

Осознать саму эмоцию («я злюсь») и ее направленность («меня бесит Иванов, который тормозит весь отдел, но он протеже шефа, уволить его не могу»). Это очень важно для понимания природы эмоции.

Совладать с нею. Вместо того чтобы срываться на Иванове, используйте любое переключение – технику дыхания (долгий вдох – короткий выдох с разжатыми ладонями), пробежку на беговой дорожке, избиение боксерской груши или хрестоматийный счет до десяти.

Трансформировать ситуацию. Примите ее объективно («Иванова никуда не деть»), найдите причину в себе («Иванов – вовсе не вредитель, просто меня злит, что он протеже шефа») и перенаправьте гнев (это просто сотрудник, и можно найти применение для его сил и энергии). И, наконец, – конструктивно перестройте ожидания и оптимизируйте процессы (например, организуйте Иванову группу помощников).

Не забывайте, что лозунг хорошего менеджера, не желающего попасть в клинику неврозов, – находить оптимальное решение для конкретной задачи. Иными словами, нужно использовать энергию гнева в нужных вам целях.

Однако идеализировать гнев тоже не стоит. В медицине известно такое понятие, как люди «коронарного типа». Их агрессивность буквально способна привести к разбитому сердцу. Нетерпимость, честолюбие, тревожность, перфекционизм и конфликтность буквально выжигают их изнутри. Люди коронарного типа так зависимы от гнева, что сами себе создают критические ситуации. А дальше изменяется состав крови, учащается сердечный ритм, зашкаливает давление.

Поэтому при управлении гневом нужно соблюдать технику безопасности. Я рекомендую довольно распространенную и весьма эффективную технику.

Заранее выберите задачу, которая потребует дополнительных эмоциональных стимулов при реализации.

Дождитесь ситуации, которая может спровоцировать вспышку гнева, или вызовите ее сами. Это вполне можно проделать даже в воображении. Ведь наша психика реагирует на воображаемые события точно так же, как и на происходящие в реальности.

Хорошенько прочувствуйте энергию, которая сопровождает гневные эмоции. Можете даже немного порадоваться, что вам дано такое мощное оружие для преодоления препятствий.

Примените эту энергию для решения выбранной задачи. Если по каким-то причинам задачу невозможно реализовать сейчас, то продумайте все свои действия в воображении, вплоть до мельчайших подробностей.

Проанализируйте все четыре этапа и полученные результаты. Оцените, всех ли целей удалось достичь и какой этап вызвал наибольшие трудности.

Эта несложная техника поможет превратить гнев из врага в друга. Хочу напомнить изречение далай-ламы: «Если тебя одолевает гнев, подумай о последствиях. Его причина – забота о чужом мнении. Гнев – не признак того, что тебя победили. Это – признак ситуации, в которой тебе кажется, что тебя могут победить. Но все в твоих руках».

Автор – управляющий партнер Центра образовательной кинесиологии

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать