Как найти работу своей мечты

Восемь советов, как самому создать себе хорошее рабочее место

Большинство искателей работы плывут по течению, реагируя на предложенные вакансии. А меньшинство сами создают себе рабочие места и роли. В 2005 г. профессора INSEAD Чан Ким и Рене Моборн выпустили книгу «Стратегия голубого океана», в которой были представлены концепции красного и голубого океанов. Под красным океаном понимался бизнес на традиционном рынке с высокой конкуренцией, где компании борются друг с другом за клиентов. Но есть и другая стратегия, которая позволяет совершить прорыв в бизнесе, – стратегия голубого океана. Использующие ее компании создают новые, не существовавшие до этого ниши, свободные от конкуренции, формируют новый спрос – и получают весь доход от нового рынка. Эта стратегия была изначально сформулирована в отношении компаний – но в области поиска работы существуют такие же красные и голубые океаны. Красный океан: вы продаете компании себя как товар, берете вакансии из числа имеющихся на рынке труда и вместе с другими кандидатами проходите стандартный процесс отбора. Голубой океан: вы продаете компании идею, ищете новые возможности на рынке, вместе с работодателем создаете новую роль под ваши идеи, а потом беретесь за ее воплощение. Сегодня красный океан поставляет основную массу рабочей силы компаниям-работодателям, и большинство сотрудников находят себе работу именно в нем, но в красном океане высокая конкуренция, ниже шансы найти интересную работу и не самые высокие доходы. И если вы хотите найти работу мечты и с наиболее привлекательными условиями, вам стоит попробовать сменить красный океан на голубой.

Вот восемь советов, как это сделать.

 Составьте список компаний, в которых вам было бы интересно работать. Проанализируйте, насколько эффективно у них организована работа в той области, в которой вы являетесь профессионалом. Видите ли вы новые возможности для развития, о которых они еще не подумали? И когда вы найдете идеи, которые могут принести компании ценность, смело выходите на представителей менеджмента или собственника компании, отвечающих за повышение эффективности и развитие бизнеса.

 Следите за новостями. Подпишитесь на отраслевые новости, на страницы и рассылку интересующих вас компаний, их собственников и руководителей; на информацию о тендерах, сделках и других проектах. Составьте список ключевых мероприятий и принимайте в них участие. Найдите основные площадки, на которых обсуждаются новые идеи и проекты (такие, как Skolkovo Startup Village, Digital October, Фонд развития интернет-инициатив и др.). Евгения, которая работает сейчас в одной из крупнейших мировых софтверных компаний на высокой должности, начала путь в отрасль с участия в форуме «Атомэкспо». На форуме она сидела за одним столом с главой «Росатома» и глобальным вице-президентом одного из подразделений ABB, и, когда обсуждали идею открытия представительства компании в России, Евгения предложила свою кандидатуру на роль руководителя представительства.

 Подумайте, в какой другой области можно было бы применить ваш опыт. Например, Олег, который работал 15 лет в корпоративном маркетинге, смог применить свой опыт в Фонде по развитию Дальнего Востока.

 Придумайте новую идею – и продайте ее компании. Большие деньги не зарабатываются, а придумываются. Олег предложил идею винного консалтинга собственнику одной из ведущих сетей винных бутиков и сейчас обсуждает совместный проект.

 Придумайте новый способ продать себя компании. Алексей, директор по развитию бизнеса в консалтинге, отбирал объявления о вакансиях в компаниях второго эшелона и ходил на собеседования – но не для найма в эти компании, а чтобы продемонстрировать свой опыт и предложить им помочь эффективно организовать у себя функцию продаж и развития бизнеса. Теперь он сотрудничает с несколькими такими компаниями как внешний консультант.

 Создайте себе репутацию эксперта по какой-либо теме. Ведите блог, создайте канал в Telegram, выступайте на публичных мероприятиях, читайте лекции, принимайте участие в работе онлайновых и офлайновых сообществ по вашей тематике, консультируйте коллег.

 Участвуйте в мероприятиях социальной направленности. Вы там встретите тех же людей из бизнеса – но сможете общаться в более расслабленной и дружественной обстановке. Вариантов масса: мастер-классы известных экспертов; спортивные мероприятия; приемы в различных ассоциациях, торговых палатах, посольствах и т. д.; подведение итогов различных конкурсов; развлекательные и культурные мероприятия, различные детские проекты. Дмитрий, прежде работавший консультантом в компании «большой четверки», сходил на лекцию в институте «Стрелка» на «Красном Октябре». Во время лекции кто-то упомянул, что в мэрии Москвы создается отдел из консультантов, которые будут разрабатывать идеи по обновлению города. После лекции он вышел на сотрудника мэрии, который формировал этот отдел, они встретились и обсудили идеи, которые были у Дмитрия, и теперь он работает в мэрии Москвы.

 Если вы вынуждены искать работу стандартным способом, надо попытаться создать голубой океан в красном. Старайтесь не продать себя в разговоре с будущим начальником, а, задав правильные вопросы, найти интересные для него темы – и предложите ему идеи, которые могут принести ему и компании максимальную пользу.

Примерно 90–95% сотрудников ищут работу в традиционном, красном океане. Пусть не работа мечты, пусть высокая конкуренция, пусть не самая высокая зарплата, но красный океан такой привычный и родной. Поиск же работы в голубом океане требует больше усилий, креативного подхода, умения и готовности общаться с большим количеством людей, продавать им свои идеи и брать на себя ответственность за их воплощение.

Но те 5–10% кандидатов, которые готовы приложить усилия, в награду получат более интересную работу, авторитет в компании и более высокий доход.

Автор – основатель проекта Job Talks