Как бороться с нарушением прав на товарные знаки в интернет-торговле

Продажа контрафактных товаров, серый импорт и киберсквоттинг –самые распространенные нарушения

По экспертным оценкам, в 2017 г. онлайн-продажи в рунете достигнут 1,1 трлн руб., или 17 млрд евро. Вместе с ростом интернет-торговли сильно возросла доля незаконного использования товарных знаков конкурирующими интернет-магазинами. Наибольшая часть поддельной продукции класса люкс – табака, элитного алкоголя, электронных гаджетов, одежды, обуви, часов и т. д.– реализуется именно через интернет и с незаконным использованием товарных знаков оригинального производителя. Кроме того, правообладатели сталкиваются с киберсквоттерами – предприимчивыми российскими компаниями, которые «случайно» зарегистрировали доменное имя в интернете, полностью повторяющее товарный знак или название нового продукта.

Проблема в том, что в цифровом пространстве товары и продавец физически не присутствуют, поэтому пресекать нарушения права на товарный знак в интернете значительно труднее, чем в офлайне. Практика показывает, что наибольший процент судебных отказов в защите прав связан с тем, что правообладатель упустил возможность своевременно собрать нужные доказательства.

 Самые распространенные нарушения прав: магазины используют без согласия владельцев брендов их товарные знаки, чтобы продвигать свои услуги и продукцию конкурентов, продают контрафактные товары или серый импорт. Эти нарушения обрели массовый характер потому, что потребители в интернете не имеют возможности непосредственно увидеть товар, а также установить продавца и производителя до момента покупки. Недобросовестные интернет-магазины выбирают доменные имена и названия страниц в соцсетях, сходные с наименованиями оригинальных брендов и производителей. Доменное имя не является объектом исключительного права и самостоятельно не охраняется. Но суды учитывают момент регистрации доменного имени и начала использования спорного сайта. Поэтому правообладателю первым делом надо проверить, когда доменное имя и интернет-магазин начали использоваться конкурентом. Он может обратиться к общедоступному электронному сервису проверки доменов, сервисам архивации интернет-сайтов, а также истории страницы интернет-магазина в социальной сети.

 Выявив незаконное использование товарного знака в рунете, правообладателю нужно нотариально зафиксировать содержание сайта, а также произвести закупку товаров или услуг нарушителя, предлагаемых на сайте. Нельзя откладывать обращение к нотариусу, поскольку в дальнейшем нарушитель может временно удалить спорное обозначение либо предложение о продаже спорных товаров.

Полученные при закупке товаросопроводительные документы и образец товара позволят доказать связь между фактической коммерческой деятельностью нарушителя и интернет-магазином.

 Нужно установить личности нарушителей. Обычно это владелец интернет-магазина и администратор доменного имени сайта. На практике это часто разные люди. Сведения о владельце интернет-магазина можно узнать из товаросопроводительной документации, полученной при закупке товара, контактной информации на самом сайте и в соцсети.

Важной задачей является установление администратора доменного имени сайта, поскольку именно он обладает техническими возможностями пресечь незаконное использование товарного знака. Проще всего сделать это, направив адвокатский запрос регистратору доменного имени. Однако если речь идет о доменном имени третьего уровня, закон не обязывает лиц, регистрирующих домены третьего уровня, собирать и хранить достоверные сведения об их администраторах. Тогда нужно привлекать к ответственности владельца интернет-магазина, которому, безусловно, известна личность администратора доменного имени, а также обратиться в правоохранительные органы.

 В случае с серым импортом самой действенной защитой является изначальное внесение правообладателем своего товарного знака в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. В случае попытки ввоза товаров, маркированных товарным знаком, таможенные органы приостанавливают ввоз таких товаров и извещают об этом правообладателя. При этом большая часть необходимых для защиты доказательств уже будет предоставлена таможенными органами и правообладателю останется своевременно обратиться в суд.

 Другой вид нарушения прав на товарный знак – киберсквоттинг. Речь идет о регистрации красивых и узнаваемых доменных имен, сходных с названиями известных торговых марок, с целью их последующей перепродажи правообладателям. Признаком того, что правообладатель столкнулся с киберсквоттингом, является содержание сайта: он либо пустой, либо содержит нейтральный контент, не связанный с предпринимательской деятельностью, или предложение о продаже доменного имени.

Для победы над киберсквоттером правообладателю необходимо собрать доказательства недобросовестности лица, включая отсутствие у него цели использовать доменное имя по прямому назначению. Основными доказательствами также станут нотариальная фиксация сайта, доступного по такому доменному имени, а также письменные документы, содержащие возможные обращения сквоттера к правообладателю с предложениями о продаже.

Самая эффективная защита – это действия с упреждением. В качестве доменных имен сквоттеры регистрируют также наименования новых продуктов либо продуктов, получивших широкую популярность на рынках иных стран, но еще не продающихся в России, а также запоминающиеся элементы рекламных кампаний. Поэтому производителям еще на стадии запуска новых продуктов и рекламных кампаний необходимо выявлять наиболее яркие элементы и заранее регистрировать их в качестве товарных знаков.

Автор – адвокат адвокатского бюро «Андрей Городисский и партнеры»