Как бизнесу расторгать договоры, ставшие разорительными

Из-за коронавируса прежние договоры с контрагентами стали невыполнимыми
Признание коронавируса форс-мажором автоматически не освобождает от ответственности за неисполнение обязательств

Резкое падение спроса ставит перед владельцами компаний сложные вопросы: является ли текущая ситуация форс-мажорной, что делать с действующими договорами аренды, поставок, услуг, как быть с контрагентами, сотрудниками и т. д. Является ли коронавирус форс-мажором, освобождающим по закону от исполнения обязательств, зависит от позиции властей. Если они официально признают пандемию форс-мажором, тогда это будет общеизвестным фактом, который не нужно доказывать. В противном случае это устанавливает суд в конкретном споре. Хотя свежей судебной практики по форс-мажору пока практически нет. На данный момент пандемия официально признана форс-мажором лишь в Москве и Московской области.

Форс-мажор или нет

Официально в законе форс-мажор называется «обстоятельствами непреодолимой силы» (ст. 401 ГК) и является основанием для освобождения от обязательств, которые невозможно исполнить из-за чрезвычайных и непредотвратимых событий. При этом оба условия (чрезвычайность и непредотвратимость) обязательно должны присутствовать.

Пандемия отвечает названым критериям, поэтому, скорее всего, будет рассматриваться как обстоятельство непреодолимой силы.

Признание коронавируса форс-мажором автоматически не освобождает от ответственности за неисполнение обязательств. Должна быть причинно-следственная связь между ограничениями, которые введены для борьбы с пандемией, и невозможностью исполнения обязательств. Финансовые трудности и отсутствие товаров не являются форс-мажором и не освобождают компанию от исполнения договора.

Например, когда московские власти рекомендовали людям сидеть дома и поток посетителей в рестораны, парикмахерские, салоны красоты упал и выручка тоже, требовать у арендодателя снижения арендной ставки было нельзя. Форс-мажорными эти обстоятельства стали после распоряжения властей о прекращении работы всего московского общепита. Значит, закрытые кинотеатры, фитнес-клубы, парикмахерские, устроители культурно-массовых мероприятий (работа которых официально приостановлена) могут рассчитывать на применение форс-мажора к коммерческой деятельности. Запрет на работу кинотеатра означает отсутствие зрителей; это не просто падение выручки, а ее полное отсутствие, и не из чего платить за аренду.

На обстоятельства непреодолимой силы смогут ссылаться и те, кто связан с международной торговлей и пересечением государственных границ. В настоящее время в сфере госзаказа готовятся поправки, освобождающие поставщиков от санкций за нарушение условий контракта из-за ограничений по пандемии.

Платить ли за аренду офиса в ситуации, когда сотрудников перевели на удаленную работу? У бизнеса лишние расходы, но причинно-следственной связи между пандемией и невозможностью платить за аренду нет. И суд, скорее всего, встанет на сторону арендодателя в случае спора.

Когда расторгать договор

Для расторжения договора при пандемии имеют значение следующие поводы:

1. Обстоятельства изменились настолько существенно, что выполнение договора становится для одной из сторон неинтересным, проблематичным и убыточным, что дает право обратиться за расторжением в суд. Например, в крупном московском ТЦ сильно упал покупательский трафик, что привело к значительному падению выручки у магазина одежды. Договориться миром о расторжении договора не удалось. Ссылаясь на заявленный ТЦ при заключении договора аренды трафик, ритейлер-арендатор имеет хорошие шансы расторгнуть его в судебном порядке.

2. Обоюдная воля сторон на расторжение (работает независимо от форс-мажора). Ресторан заключил договор с рекламным агентством, услуги еще не оказывались. Из-за вируса ресторан утратил интерес к продвижению бизнеса, сообщил об этом агентству, договор расторгли.

3. Прямой запрет власти на конкретный вид деятельности. Например, отмена выступления известного лектора в «Олимпийском» из-за запрета массовых мероприятий. Договор может и должен быть расторгнут со ссылкой на запрет властей.

4. В конкретном договоре есть оговорка о форс-мажоре. Например, что договор поставки расторгается, если чрезвычайные обстоятельства продолжались более определенного количества дней и исполнитель договора успел в определенный срок уведомить об этом контрагента.

Как действовать арендатору

Например, владелец фитнес-клуба должен письменно проинформировать собственника помещения о запрете деятельности и предложить обсудить возможные варианты: снижение аренды, арендные каникулы, расторжение аренды (если решаете закрыть бизнес). Свою позицию ему следует подкрепить описанием того, как в его конкретном случае пандемия повлияла на бизнес, показать динамику, реальные цифры, дать прогнозы на ближайшую перспективу. 

Рекомендуем вести переговоры честно и открыто, документально зафиксировав их ход (например, протоколом встречи). Это увеличит шансы на положительный исход переговоров. А также может помочь потом в суде, если, например, арендодатель обратится с иском о взыскании арендной платы и штрафных санкций или вы обратитесь к нему с иском о расторжении долгосрочного договора аренды. Важно понимать, что заставить через суд собственника предоставить арендные каникулы или снизить арендную плату, скорее всего, не получится. Но есть шансы отбиться от претензий арендодателя по неуплате аренды за время пандемии.

Параллельно начинайте работу по возврату денежных средств клиентам, захотевшим расторгнуть договоры и забрать деньги за неиспользованный срок.

С работниками по трудовым договорам обсудите возможный уход в отпуск или увольнение.

Если мирно урегулировать спор с контрагентом не получается, придется судиться. Первым делом максимально быстро проинформируйте его «Почтой России» о возникновении обстоятельств непреодолимой силы. Он должен получить от вас письмо (для суда это доказательство вашей добросовестности и предусмотрительности), а у вас должно остаться уведомление о вручении.

Доказательства для суда

В судебных спорах, возникших из-за пандемии, сторонам придется доказывать, каким образом введенные ограничения повлияли на возможность исполнения обязательств. Доказательствами являются данные бухгалтерского и управленческого учета, внутренние документы фирмы, фиксирующие происходящее, а также изменяющие или отменяющие производственные процессы, переписка с контрагентами. Эти материалы вместе с нормативными актами (для Москвы, например, это указ мэра от 14.03.2020 о признании форс-мажора или постановление Роспотребнадзора о прекращении работы фитнес-клубов с 21.03.2020) позволят описать влияние пандемии на деятельность компании.

Если в регионе коронавирус официально не признан форс-мажором, рекомендуется ссылаться на то, что пандемия как обстоятельство непреодолимой силы – общеизвестный факт.

Компании, исполняющие внешнеторговые сделки, должны обратиться в Торгово-промышленную палату за освидетельствованием и выдачей сертификата о форс-мажоре.