Прокатчик фильма «Холоп» стал крупнейшим кинодистрибутором в России

До этого бессменным лидером с 2011 года было СП студий The Walt Disney и Sony Pictures
Кадр со съемок фильма «Холоп»/ «Централ партнершип»

По итогам 2020 г. среди кинодистрибуторов, прокатывающих в России фильмы отечественных и голливудских студий, сменился лидер, следует из данных консалтингового агентства «Эстимейт компани» (есть в распоряжении «Ведомостей»). Им стала принадлежащая холдингу «Газпром-медиа» компания «Централ партнершип» (ЦПШ), которая с конца 2016 г. является крупнейшим прокатчиком российского кино. 24 фильма, среди которых такие кассовые ленты, как «Холоп» (2,7 млрд руб.; здесь и далее данные ЕАИС государственного Фонда кино) и «Непосредственно Каха» (543,6 млн руб.), принесли компании 6,5 млрд руб., что составило 28,6% от всего российского бокс-офиса за 2020 г.

Лидером среди прокатчиков всех фильмов с 2011 г. бессменно была компания WDSSPR (СП студий The Walt Disney и Sony Pictures). Но с февраля 2020 г. студии перестали совместно прокатывать фильмы в России, что стало следствием глобальной сделки по приобретению The Walt Disney киноактивов 20th Century Fox, напоминает гендиректор «Эстимейт компани» Мария Вогт. В результате Sony Pictures с кассовыми сборами 2,97 млрд руб. (15 фильмов) заняла в рейтинге вторую позицию, WDSSPR, заработавшая в начале 2020 г. 1,7 млрд руб. (12 фильмов), – пятую, Disney (выпустил шесть фильмов, кассовые сборы – 883,7 млн руб.) – только восьмую.

На успех ЦПШ в 2020 г. повлияла и еще одна глобальная причина: в пандемию голливудские студии из-за карантинных мер откладывали крупные премьеры на 2021 г. либо сразу отдавали их на онлайн-платформы, добавляет Вогт. Как результат – доля российского кино в прошлом году выросла по сравнению с 2019 г. более чем вдвое, до 46,9%. По словам Вогт, ЦПШ, эксклюзивно прокатывающей в России проекты Paramount, в последние годы основную выручку приносило именно российское кино, что обусловлено как пересмотром производственной политики голливудской студии на глобальном уровне, так и приоритетами самой ЦПШ. А в пандемийное время ставка ЦПШ на российское кино стала еще более значимой, добавляет она.

Сборы фильмов Paramount в общей кассе ЦПШ по итогам прошлого года составили порядка 10%, в предыдущие годы этот показатель составлял в среднем 30%, подтверждает гендиректор ЦПШ Вадим Верещагин. То, что ЦПШ стала лидером среди прокатчиков всех фильмов в России, он объясняет рядом факторов. Во-первых, выросло качество российского кино, успешным сборам которого в том числе способствовало отсутствие голливудских конкурентов. Во-вторых, в последние годы ЦПШ активно инвестирует в российские фильмы. Это, говорит Верещагин, позволяет «всесторонне работать с ними», в том числе участвовать в производстве, а также гарантирует получение этих кинокартин на дистрибуцию. «Как результат – среди кинолент, ставших лидерами по сборам в 2020 г., есть проекты, в которых ЦПШ принимала финансовое участие. Это «(Не) идеальный мужчина», «Стрельцов», «Серебряные коньки», «Огонь» и, конечно, комедия «Холоп», которая стала лидером по сборам среди российских фильмов за всю историю отечественного кинопроката», – резюмировал гендиректор ЦПШ.

Вхождение в проект в качестве соинвестора действительно дает прокатчику конкурентное преимущество, подтверждает гендиректор «Киноэкспертизы» Олег Иванов. По его словам, кинодистрибутор, участвуя в производстве, получает возможность лучше понимать сам фильм (его сюжетные повороты, потенциальную целевую аудиторию и т. д.), а значит, и подходы к его продвижению, кроме того, при наличии экспертизы он может еще и влиять на результат. «Учитывая эти факторы, а также тот факт, что «Централ партнершип» акцентируется в своей работе именно на прокате российских фильмов, компания, скорее всего, и в будущем удержит лидерские позиции. Тренд последних лет, когда отечественные ленты стали собирать более 2 млрд руб., говорит об изменении зрительского поведения. Российское кино становится все более интересным нашему зрителю. Оно уже способно органически держать долю на уровне 30% от всех кассовых сборов. Успешными будут те прокатчики, которые научатся работать с российскими фильмами», – говорит Иванов.

Офисы западных компаний, работающие в России, привыкли работать с «упакованным» голливудским контентом и пока отстают в этом направлении, резюмирует Иванов. Но исключения есть. Он отмечает успешный опыт Sony Pictures в качестве соинвестора фильма «Лед-2», сборы которого составили 1,47 млрд руб.