Бывшие топ-менеджеры Rambler запустили цифровой стартап

Рафаэль Абрамян и Максим Тадевосян будут развивать цифровые проекты для компаний реального сектора
Рафаэль Абрамян и Максим Тадевосян/ Rambler, РИА Новости

О создании инвестиционно-конструкторского бюро РАМТ «Ведомостям» рассказали его основатели – бывшие топ-менеджеры медиахолдинга Rambler Рафаэль Абрамян и Максим Тадевосян. ООО «РАМТ», по данным «СПАРК-Интерфакса», они зарегистрировали в январе 2021 г., компания принадлежит им в равных долях. РАМТ планирует оказывать услуги, связанные с запуском и развитием цифровых проектов для компаний из реального сектора экономики, бизнес которых сосредоточен в офлайн-сегменте. Речь идет о разработке стратегии и бизнес-планов, запуске и выведении новых цифровых проектов на целевые показатели, а также повышении операционной эффективности уже существующих, рассказал Тадевосян.

Совладельцы РАМТ в 2013–2020 гг. работали на руководящих должностях в медиахолдинге Rambler, но покинули компанию, после того как в прошлом году «Сбер» выкупил ее у Александра Мамута. Абрамян в декабре 2020 г. ушел с должности гендиректора Rambler Group. Тадевосян в начале марта 2021 г. покинул позицию гендиректора Rambler & Co, подразделения Rambler Group, объединяющего ее медиаактивы.

Партнеры рассчитывают запускать «изолированные цифровые проекты», реализацией которых займутся совместные предприятия компании-заказчика и РАМТ. В этих СП РАМТ планирует получать миноритарные доли, а развитие проектов будет осуществляться на средства партнера-мажоритария. Предполагаемые функции РАМТ в СП – подбор команды и выстраивание бизнес-процессов. Штат управляющей компании РАМТ составит до 10 человек в первый год работы, ее деятельность Абрамян и Тадевосян будут финансировать из собственных средств. Объем инвестиций в проект с их стороны партнеры не раскрывают.

Сейчас РАМТ заканчивает формирование пула из четырех проектов, утверждает Абрамян. Речь идет о партнерстве с предприятиями тяжелой промышленности, индустрии развлечений и ритейла. По его словам, с двумя компаниями РАМТ уже заключила контракты, еще с двумя достигла базовых договоренностей и обсуждает условия сотрудничества. Подробности этих проектов он раскрыть отказался, сославшись на подписанные соглашения о конфиденциальности.

Абрамян и Тадевосян объясняют, что РАМТ будет работать по так называемой модели sweat equity. В таких случаях одна из сторон вкладывает в проект не деньги, а ключевые компетенции. РAMT интересуют проекты, капитализация которых в перспективе трех лет может достичь $100 млн, говорят они. Их компания рассчитывает входить в такие проекты на правах управляющего партнера в обмен на долю в капитале 15–25% в расчете на ее будущую продажу.

Спрос на проекты в области цифровизации высок как в России, так и по всему миру, считает гендиректор дата-компании «Эвотор», акционер Run Capital Андрей Романенко. «Прошлый год с его локдаунами и изоляцией стал катализатором цифровизации», – отмечает он. Спрос на цифровую трансформацию есть во всех отраслях, это необходимое условие функционирования крупного и среднего бизнеса в текущих реалиях, соглашается старший аналитик «Ренессанс капитала» Александр Венгранович.

В кадровых агентствах говорят о высоком спросе на управленческие команды, специализирующиеся на цифровых проектах. «Спрос на их услуги опережает рост технологических компаний», – утверждает старший партнер Korn Ferry Russia Антон Стороженко. Самая большая проблема для цифровых проектов – дефицит качественных управленческих команд, признает управляющий партнер московского офиса Magnum Hunt Executive Search Юлия Крижевич. По ее мнению, предлагаемый РАМТ подход помогает решить эту проблему.

Однако эксперты разошлись в оценке бизнес-модели РАМТ. Романенко называет ее «свежей», отмечая, что она предполагает разделение ответственности за бизнес. Это выгодно отличает РАМТ от консультантов, внешних подрядчиков и наемных лидеров, считает он. В пользу основателей РАМТ говорит их профессионализм, но в данной бизнес-модели самое сложное – довести до значимого результата первые кейсы, сказал партнер Untitled Ventures Игорь Лутц.

В свою очередь независимый директор, эксперт по цифровой стратегии и трансформационным проектам Денис Собе-Панек считает идею получения доли в бизнесе в обмен на компетенции утопичной. Он уверен, что, с точки зрения владельца перспективного бизнеса, проще и дешевле купить услуги консультантов или привлечь финансового инвестора со связями и ресурсами.

Управляющий партнер консалтинговой группы VDI Илья Хоффман уточняет: при запросе опциона в объеме 15–25%, о котором говорят основатели РАМТ, неминуемо встает вопрос о соинвестировании, если, конечно, речь не идет о совсем уж небольших проектах и стартапах. «Без собственных инвестиций [со стороны РАМТ] реалистичный опцион в такой модели составляет от 3 до 10% с вестингом (постепенным переходом доли. – «Ведомости») в течение 3–5 лет при выполнении KPI, тем более что новая команда хочет одновременно консультировать до четырех разных заказчиков», – считает он.