Самым продаваемым за границей фильмом из России стал «Уроки фарси»

На этот фильм совместного производства России, Германии и Белоруссии пришлось более половины зарубежного бокс-офиса в январе – июне
Кадр из фильма «Уроки фарси»/ «Белые ночи»

По итогам января – июня 2021 г. сборы российских фильмов за рубежом снизились в 2,6 раза до $11,9 млн по сравнению с аналогичным периодом допандемийного 2019 года, следует из расчетов «Ведомостей» по данным, предоставленным отраслевым порталом «Бюллетень кинопрокатчика». В то же время этот показатель почти на 34% выше зарубежного бокс-офиса отечественных лент в январе – июне 2020 г. Всего за первые шесть месяцев 2021 г. в кинотеатрах 43 стран мира было показано 45 картин из России.

С учетом того что в среднем заполняемость кинотеатров во всем мире из-за ограничений, связанных с пандемией, составляет 30–50% от уровня 2019 г., сокращение зарубежного бокс-офиса российских фильмов «выглядит не столь радикальным», говорит гендиректор Роскино Евгения Маркова. Вместе с тем, по словам Марковой, российская индустрия сильно выросла в продажах на зарубежные платформы и телеканалы: за прошедший год Netflix купил сразу несколько российских проектов в разных жанрах – сериал «Эпидемия», фильмы «Чернобыль», «Серебряные коньки» и «Майор Гром: Чумной Доктор», мультфильм «Ганзель, Гретель и Агентство магии». Но в силу отсутствия прозрачности цифр по сделкам с платформами, отметила глава Роскино, оценить динамику роста этого направления продаж довольно сложно.

В ситуации действующих во всем мире ограничений на посещение кинотеатров российские продюсеры действительно отдают сейчас предпочтение дистрибуции своих крупных релизов на платформы, подтверждает Вадим Верещагин, гендиректор крупнейшей в России кинопрокатной компании «Централ партнершип» (ЦПШ, ее sales house занимается продажами отечественных кинолент, в том числе и на зарубежные рынки): «Это логично, поскольку именно продажи на платформы дают создателям фильмов гарантированный доход. Все вернется в свое русло, когда кинотеатры заработают в полную силу. Надеемся, что рынок кинопроката восстановится во всем мире уже в конце 2022 г.».

Крупнейшей страной – импортером российских фильмов уже который год является Китай. В январе – июне этого года сборы наших лент, показанных в кинотеатрах Поднебесной, превысили 60% от всего зарубежного бокс-офиса ($7,3 млн). Вторым по величине рынком для отечественных кинокартин стала Мексика – здесь они собрали почти $1,6 млн, на 3-м месте Япония – почти $600 000.

Самым продаваемым в январе – июне 2021 г. за рубежом фильмом из России стала военная драма «Уроки фарси» режиссера Вадима Перельмана (известен по фильмам «Дом из песка и тумана», «Мгновения жизни», сериалам «Измены», «Пропавшая»). На этот фильм совместного производства России, Германии и Белоруссии пришлось более половины бокс-офиса российских фильмов за границей – $6,1 млн, из которых $5,5 млн лента заработала в Китае.

В основе сюжета драмы «Уроки фарси» история о бельгийском еврее Жиле, который, попав в нацистский концлагерь, выдает себя за перса и преподает немецкому офицеру фарси. На самом деле главный герой не знает фарси. Но, чтобы избежать скорой расправы, он изобретает несуществующий язык и преподает его офицеру. Создатели фильма – российская кинокомпания Hype Film (известная как производитель фильмов режиссера Кирилла Серебренникова «Ученик», «Лето» и его новой картины «Петровы в гриппе»), «Беларусьфильм», австрийская кинокомпания LM Media, немецкая кинокомпания One Two Films. В России премьера «Уроков фарси» состоялась в апреле 2021 г. Кассовые сборы этой киноленты в России составили порядка 15,5 млн руб., следует из данных ЕАИС государственного Фонда кино. Производственный бюджет фильма его создатели не раскрывают.

Фильм «Уроки фарси» изначально был сделан с прицелом скорее на международные рынки: он снят на немецком языке и в главных ролях актеры, намного более известные за пределами России, говорит продюсер и сооснователь Hype Film Илья Стюарт. По его словам, успех «Уроков фарси» в России стоит оценивать не только по кинопрокату, но также по диджитал-релизу: «На «Кинопоиске» (видеосервис «Яндекса») фильм в месяц своего выхода попал в топ-10. Что касается кинопроката ленты в мире, то она с успехом выходила не только в Китае, но и в Германии, Италии, Испании. Еще предстоят премьеры «Уроков фарси» во Франции и США – потенциально успешных территориях для проката».

Успех «Уроков фарси» обусловлен изначально заложенным в фильм продюсерами универсальным и понятным зрителям во всем мире посылом, в основе которого популярный мотив броманса (нежные дружественные отношения между мужчинами. – «Ведомости») между антагонистом и протагонистом (фильмы-референсы – «1+1», «Зеленая книга»), считает главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев. Кассовые сборы в Китае «Уроков фарси» Нечаев связал с размером аудитории этой страны: «Рынок кинопроката в этой стране большой сам по себе. И если удается минимально раскачать людей, предпочитающих арт-мейнстрим, то в результате и можно как раз получить такие вот цифры. И местный прокатчик, вероятно, постарался».

Как правило, интерес байеров к фильму и его зарубежный бокс-офис зависит от успеха кинопроката ленты на родной территории, напоминает гендиректор ЦПШ Вадим Верещагин. К примеру, в 2019 и 2020 гг. лидерами по сборам в зарубежных кинотеатрах были российские блокбастеры «Движение вверх» и «Холоп». Лидерство «Уроков фарси» в зарубежном прокате отчасти обусловлено тем, что более крупные отечественные релизы были отданы платформам, а не кинотеатрам: «Что, конечно, не исключает, что сам фильм «Уроки фарси» получился отличным. Он был снят в копродукции и вышел в странах, которые принимали участие в его создании, и хорошо собрал и там. Выбор в качестве территории Китая также поспособствовал успеху сборов фильма в мире».