В ресторанах и торговых залах зазвучит реклама

«Сбер.Звук» предложит заведениям размещать в фоновой музыке рекламные блоки
Рынок аудиостриминга для бизнеса в России в 2020 г. «Сбер.Звук» оценивает более чем в 4,5 млрд руб./ Евгений Разумный / Ведомости

Аудиостриминговый сервис «Сбер.Звук.Бизнес» (входит в «Сбер.Звук») будет делиться доходами от рекламы с ресторанами и магазинами, которые согласятся транслировать подобранную сервисом музыку и рекламные блоки в ней, рассказал «Ведомостям» гендиректор «Сбер.Звука» Михаил Ильичев. Заведения смогут не только не платить за подписку, но в зависимости от объема размещаемой рекламы еще и зарабатывать на ней, пояснил «Ведомостям» гендиректор «Сбер.Звук.Бизнеса» Виктор Христенко, уточнив, что эта опция будет доступна для компаний с ноября. Какую долю от рекламных доходов сервис будет готов отдать партнерам, Христенко не раскрыл.

Рынок аудиостриминга для бизнеса в России в 2020 г. «Сбер.Звук» оценивает более чем в 4,5 млрд руб., порядка 1 млрд руб. из которых приходится на выручку стриминговых сервисов для бизнеса, а львиную долю сейчас формируют отчисления в РАО и ВОИС. Эти ОКУПы (организации коллективного управления правами) собирают вознаграждения с заведений за публичное исполнение музыки в интересах правообладателей. Их в том числе платят и стриминговые сервисы для бизнеса в случае использования произведений из каталогов РАО и ВОИС. Другие стриминговые аудиосервисы для бизнеса – «Фонмикс», «Бубука», «Музкафе» и др.

Действующие лица

«Сбер.Звук.Бизнес» был запущен на базе сервиса Muzlab, который стал частью «Сбер.Звука», после того как весной этого года его купил банк «Сбер». Сейчас в числе клиентов «Сбер.Звук.Бизнеса» парфюмерная сеть «Л’Этуаль», сеть фастфуда Burger King, розничная сеть «Азбука вкуса», а также заведения малого и среднего бизнеса. Всего более 12 000 офлайн-точек более чем в 300 городах России. Для доступа к легальной подборке музыки заведение оформляет подписку на «Сбер.Звук.Бизнес». Максимальная стоимость для одного заведения составляет сейчас 1890 руб., для сетевых стоимость подписки для одной точки ниже. 
Рынок музыкального стриминга в России по итогам 2020 г., по данным J’son and Partners Consulting, вырос на 74% до 14,7 млрд руб. По прогнозам аналитиков этой компании, в 2021 г. он увеличится до 20,9 млрд руб.
Входящий в экосистему «Сбера» сервис «Сбер.Звук» – один из лидеров рынка. Выручка «Сбер.Звука» в 2020 г. составила почти 433 млн руб., следует из «СПАРК-Интерфакса». Другие крупные игроки российского рынка музыкального стриминга – шведский сервис Spotify, входящий в экосистему «Яндекса» сервис «Яндекс.Музыка» и сервис Boom от Mail.ru Group.

По итогам 2021 г., как ожидает Ильичев, выручка «Сбер.Звука» увеличится в 4 раза (до 1,7 млрд руб. – расчеты «Ведомостей»), 15% из нее придется на выручку «Сбер.Звук.Бизнеса».

С учетом количества точек и технических возможностей «Сбер.Звук.Бизнеса» этот сервис может заинтересовать предложениями, например, под целевые аудитории или под категории бизнеса, считает директор по закупкам аудиорекламы Media Direction Group Александра Садовничая: «По категориям рекламодателей все будет зависеть от мест трансляции. Такой формат может быть релевантен ритейлу. Продуктовые сети, к примеру, могут рекламировать алкоголь, ведь в местах продаж в отличие от других медиаканалов это разрешено».

Зарабатывать на рекламных врезках ритейлерам действительно было бы интересно, но, вероятнее всего, крупные сети будут стараться аккумулировать эти доходы на своем уровне, интегрируя в фоновую музыку рекламную активность поставщиков самостоятельно, предполагает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «В HoReCa размещение рекламы в партнерстве с сервисом более перспективно. Здесь спектр рекламных групп и услуг намного шире, и это могут быть различные сервисы, в том числе самого «Сбера». Другой вопрос – реклама в кафе и ресторанах не должна быть навязчивой», – резюмирует эксперт.