«Оскар»: от торжества духа до несбывшихся надежд

27 марта в Лос-Анджелесе в 94-й раз вручат самую престижную кинонаграду в мире
KEVORK DJANSEZIAN / Getty Images via AFP

«Оскар-2022» вручат 27 марта в Лос-Анджелесе. Номинация «Лучший фильм» будет разыгрываться среди 10 кинокартин. Такую цифру киноакадемики определили еще в 2009 г., удвоив прежнее число претендентов на премию, чтобы разнообразить конкурс.

«Оскар-2022»: номинанты и лидеры

Абсолютным лидером по количеству номинаций, а также фильмом, которому чаще всех прочат победу, стала драма «Власть пса» Джейн Кэмпион (известна по фильмам «Пианино», «Ангел за моим столом») – она представлена в 11 категориях. Жестокий, тяжелый фильм о семейном конфликте, который разворачивается в 1920-х на удаленном ранчо Монтаны, уже с триумфом прошел по мировым кинофестивалям и собрал внушительную коллекцию наград. В частности, британской премии BAFTA, которую называют «репетицией «Оскара» за частоту совпадений победителей. Здесь кинокартина выиграла сразу в двух основных номинациях – «Лучший фильм» и «Лучший режиссер».

«Власть пса» по многим параметрам идеальный кандидат на победу в «Оскаре». Локальная история, в которой отражается человеческая проблема целого поколения, чем-то напоминает прошлогоднего триумфатора, «Землю кочевников», – историю среднестатистической американки, переживающей финансовый кризис нулевых. И, конечно, «Лунный свет», в котором главный герой так же, как и во «Власти пса», страдает от необходимости скрывать свое истинное «я» от нетерпимого общества.

«Власть пса» / BBC Films

Бенедикт Камбэрбетч (сериалы «Шерлок», «Патрик Мерлоуз», фильм «Кошачьи миры Льюиса Уэйна»), исполнитель главной роли семейного тирана и мучителя Фила, выступает в непривычном для себя амплуа. Из утонченного интеллигентного британца Шерлока превращается в брутального американского мужлана, съедаемого изнутри собственными демонами и изводящего близких.

Русские на «Оскаре»

Первым отечественным художественным фильмом, награжденным «Оскаром» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», стало в 1969 г. масштабное кинополотно «Война и мир», экранизация главного романа Льва Толстого, снятая режиссером Сергеем Бондарчуком.
Мелодрама о нескольких поколениях московских женщин «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова второй получила иностранного «Оскара» в 1981 г. 
Никита Михалков – единственный российский режиссер постсоветского времени, получивший «Оскара». Это случилось в 1994 г. за фильм «Утомленные солнцем» – драму о дружбе, предательстве, любви и семье. При этом режиссер чаще всех своих российских коллег претендовал на «Оскара». Пять его фильмов – «Урга – территория любви» (1992), «12» (2007), «Утомленные солнцем – 2» (2011), «Солнечный удар»(2015) представляли Россию в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», включая ленту «Сибирский цирюльник» (1998), дисквалифицированную из-за несоблюдения формальных сроков выхода в прокат.
Еще одна заветная статуэтка уехала в Россию в 2000 г. Тогда «Оскара» в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм» получил аниматор Александр Петров за фильм «Старик и море» – экранизацию одноименной повести Эрнеста Хемингуэя. Этот мультфильм пока остается единственным отечественным обладателем американской премии.

Еще один из явных претендентов на «Оскара» – фильм «Белфаст» Кеннета Браны («Много шума из ничего», «Тор», «Смерть на Ниле») – выдвинут в семи номинациях, в том числе за режиссуру и как лучший фильм. В основе сюжета исторической драмы – жизнь семьи рабочих и детство их маленького сына во время этнополитического конфликта в Северной Ирландии. Во многом для Браны «Белфаст» – это автобиографическая, личная история взросления на фоне политических катаклизмов, сотрясающих страну. Режиссер – своеобразный антирекордсмен «Оскара». Он номинировался на премию восемь раз, причем в семи разных категориях – как актер, сценарист, режиссер короткометражного фильма и т. д. И ни разу при этом не получал статуэтку. Часть критиков уверена, что не получит он ее и в этом году, по крайней мере за лучший фильм.

«Белфаст» / TKBC

Среди наиболее часто упоминаемых экспертами в качестве претендента на победу фильм «CODA: Ребенок глухих родителей» – картина сложного драматическо-комедийного жанра, ремейк французской ленты «Семейство Белье». Режиссером и автором адаптированного сценария выступила Шан Хейдер, которая раньше в основном снимала сериалы («Оранжевый – хит сезона»). Фильм рассказывает историю девочки Руби, которая растет в семье глухих и пытается адаптироваться в обычной жизни. Картина идеально вписывается в общественную политику последних лет по поддержке людей с ограниченными возможностями: актеры, исполняющие роли родителей и брата главной героини, на самом деле глухие. Марли Мэтлин, исполнительница роли матери, – единственная в истории слабослышащая лауреатка премии «Оскар» за лучшую женскую роль, в фильме «Дети тишины» (1986) она также исполнила роль глухой.

«CODA: Ребенок глухих родителей» / Vendome Pictures

Разнообразный «Оскар»

К началу 2000-х за «Оскаром» закрепился имидж премии для белых мужчин, которую вручают белые мужчины. Поэтому 2010 год стал поворотным: впервые за всю историю «Оскара» приз за лучшую режиссуру получила женщина. Ею стала Кэтрин Бигелоу, снявшая военную драму «Повелитель бури» (он же получил «Оскара» как лучший фильм). Кино поставили по сценарию журналиста Марка Боала, свидетеля боевых действий в Ираке. В основе сюжета – военные будни американских саперов, истории людей, глубоко и бесповоротно травмированных войной. Картина Бигелоу обошла высокобюджетный фильм ее экс-супруга Джеймса Кэмерона «Аватар», которому многие предсказывали победу.

Стать лучшей женщиной-режиссером до сих пор сложно чисто статистически: среди номинантов на премию женщины занимают ничтожно малый процент. Так, после победы Бигелоу в 2010 г. женщин среди номинантов на лучшего режиссера не было до 2017 г. Не было их и в 2019-м, и в 2020 г. В этом году Джейн Кэмпион – единственная женщина среди пятерых номинантов.

На «очень белую и очень мужскую» премию в 2015 г. оказались номинированы исключительно белые актеры. И если в тот раз ситуация не привлекла всеобщего внимания, то в 2016 г., когда среди номинантов-актеров снова не оказалось ни одного афроамериканца, начался скандал.

«40 белых актеров за два года и ни одного цветного. Мы не способны играть!? Что за фигня!!!» – высказался режиссер Спайк Ли. Джада Пинкетт-Смит (жена Уилла Смита) призвала бойкотировать «Оскара», и ее поддержали десятки коллег.

Подхватил критику «Оскара» и актер Йен Маккеллен, правда, с другой повесткой. Он обратил внимание общественности, что статуэтку ни разу не давали гомосексуалам: «Ни один открытый гей ни разу не выигрывал «Оскара». Интересно, это предубеждение или случайность?»

Протестное движение OscarsSoWhite, вскрывшее и другие недовольства «Оскаром», привело к принятой в 2020 г. киноакадемиками резолюции об обязательных квотах. С 2024 г. премия будет номинировать на «Лучший фильм» только те картины, которые подходят под строгие требования diversity. Требования сложны и имеют несколько уровней условий.

Рекорды и цифры

Рекорд по количеству наград – 11 – делят три фильма: «Бен-Гур» (1959), «Титаник» (1997) и «Властелин колец: Возвращение короля» (2003). 
Среди актеров абсолютный рекордсмен по числу номинаций – Джек Николсон. Всего за свою карьеру актер номинировался 12 раз. Статуэтки в итоге он получил трижды – за роли в картинах «Пролетая над гнездом кукушки», «Лучше не бывает» («Лучший актер») и «Язык нежности» («Лучший актер второго плана»).
Актриса Мэрил Стрип входит в Книгу рекордов Гиннесса как самая номинируемая актриса в истории премии. У Стрип 21 номинация, но всего три выигранных «Оскара» – за фильмы «Крамер против Крамера», «Выбор Софи» и «Железная леди».
Леонардо Ди Каприо ждал своего «Оскара» 22 года. Впервые его номинировали за фильм «Что гложет Гилберта Грейпа» в 1994 г., потом были «Кровавый алмаз», «Авиатор», «Волк с Уолл-стрит», но награду он получил только в 2016-м за роль в фильме «Выживший».

Всего существует четыре группы стандартов: A, B, C, D. Создатели фильма должны соблюсти хотя бы два из них. Стандарт A касается актерской труппы и требует соблюдения как минимум одного из трех критериев:

– в фильме должен играть существенную роль (т. е. либо главную, либо роль второго плана, которая важна для сценария) как минимум один небелый актер;

– история должна рассказывать о женщинах, ЛГБТ, угнетаемой расовой группе или людях с инвалидностью;

– не менее 30% актерского состава должны быть женщинами, ЛГБТ-персонами, цветными или людьми с инвалидностью.

Остальные стандарты во многом повторяют первый, стандарт B касается съемочной группы – там тоже должно быть соблюдено разнообразие, причем обязательно и на руководящих должностях. Стандарт С ставит условия для работников, которые будут заниматься дистрибуцией фильма, а стандарт D требует, чтобы определенный процент руководителей по маркетингу, рекламе и распространению фильма был из недостаточно представленной группы (женщины, ЛГБТ-персоны, небелые или люди с инвалидностью).

Скорее всего, отчасти благодаря этим процессам в 2020 г., впервые в истории «Оскара», лучшим фильмом назвали не англоязычное кино – комедию южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо «Паразиты». В основе сюжета – корейская семья, которой не терпится выбраться с социального дна. По ходу сюжета картина трансформируется в триллер и детектив и мало похожа на излюбленные киноакадемиками глубокомысленные драмы. Фильм стал триумфатором церемонии и победил в четырех номинациях – «Лучший фильм», «Лучший иностранный фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший оригинальный сценарий».

Исходя из этой тенденции, следует обратить внимание на единственный неамериканский фильм в перечне номинантов на главного «Оскара» этого года – роуд-муви японского режиссера Рюсукэ Хамагути «Сядь за руль моей машины». Это экранизация рассказа Харуки Мураками о театральном режиссере, который безумно любит пьесу Чехова «Дядя Ваня», одержим желанием ее поставить, и о том, как он переосмысливает свою жизнь после смерти жены.

Сюжеты и смыслы

Кассовые хиты не становились победителями «Оскара» уже около 20 лет, со времен победы третьей части эпической саги «Властелин колец: Возвращение короля». Сборы этой киноленты, вышедшей в прокат в 2003 г., в мире составили $1,1 млрд. Сорвал банк фильм и на «Оскаре» – выиграл во всех 11 номинациях премии, на которые был выдвинут, в том числе «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Киноакадемики сейчас чаще выбирают фильмы камерные, авторские, артхаусные, где основная драма происходит внутри человека или его семьи.

Именно исходя из этой логики должного внимания жюри может не удостоиться еще один потенциальный триумфатор «Оскара» этого года – фантастическая сага «Дюна» Дени Вильнева («Прибытие», «Бегущий по лезвию 2049», «Пленницы»). Экранизация одноименного романа американского писателя-фантаста Фрэнка Герберта 1965 г. номинирована на 10 наград, в том числе за лучший фильм года.

Грандиозная межгалактическая история о загадочной планете Арракис и кровавом противостоянии за нее была в прошлом году в числе лидеров проката практически по всему миру. В России, к примеру, этот фильм с Тимоти Шаламе («Интерстеллар», сериалы «Родина», «Закон и порядок») в главной роли со сборами 1,55 млрд руб. занял четвертую позицию, следует из данных ЕАИС государственного Фонда кино.

Среди победителей «Оскара» часто оказываются биографические киноленты, экранизации реальных событий и картины с высоким историко-культурным пафосом. Поэтому в 2019 г. фильм «Рома» мексиканского режиссера Альфонсо Куарона («Гравитация», «Дитя человеческое», «Гарри Поттер и узник Азкабана»), черно-белая драма о жизни мексиканской семьи в 1970-х, был самым очевидным и ожидаемым претендентом на золотую статуэтку, которую не получил.

Полной неожиданностью тогда стала победа «Зеленой книги» – комедийного роуд-муви о путешествии неудачливого бандита-итальянца и утонченного чернокожего музыканта по расистскому югу США в 1960-х. Бесхитростная и непафосная кинолента только в одном полностью попала в тенденции «Оскара» – это тоже экранизация биографической истории известного джазового пианиста Дона Ширли. На полностью или частично биографическом материале созданы оскароносные фильмы последнего десятилетия «Зеленая книга», «В центре внимания», «Операция «Арго», «Артист», «Король говорит!», «12 лет рабства».

Анализируя победителей прошлых лет, можно заметить преобладание жанрового разнообразия – от фантазийной «Формы воды», военного триллера «Операция «Арго» до локальных историй трагедии, трансформации и судьбы одного человека («Бердмэн»), через которые видна история страны («Лунный свет», «Земля кочевников»).

В деле предсказания победителей «Оскара» не работает такой кинематографический штамп, что оскаровский лауреат – это обязательно вдохновляющая история преодоления и утверждения торжества человеческого духа. Если этому постулату соответствуют такие фильмы-победители, как «12 лет рабства», «В центре внимания», то другие обладатели титула «Лучший фильм» скорее ему противоречат. «Бердмэн», «Земля кочевников», «Лунный свет» – это скорее кинематографическое пространство разрушенных судеб и несбывшихся надежд.

Российские полнометражные фильмы последние четыре года не попадают в число номинантов на «Оскара». Последним претендентом на звание «Лучшего фильма на иностранном языке» от России стала в 2017 г. картина Андрея Звягинцева «Нелюбовь» – мучительная драма о пропавшем мальчике и семье, где умерла любовь. Но премию фильм не получил.

В 2022 г. на «Оскаре» Россию представляет анимационная короткометражка «Боксбалет». Сюжет мультфильма строится вокруг любви совершенно непохожих друг на друга персонажей – балерины и боксера. Картину снял на петербургской студии «Мельница» в 2019 г. 41-летний режиссер Антон Дьяков (известен по анимационным лентам «Виват, мушкетеры!», «Питон и сторож»). Уже известно, что он не будет присутствовать на церемонии награждения, так как не смог получить американскую визу.