«Эпидемия» продолжается: креаклы и Юра Борисов

На видеосервисе Premier вышло продолжение сериала, который был продан на Netflix

Первый сезон, снятый в 2019 г. по мотивам романа Яны Вагнер «Вонгозеро», напомним, рассказывал о жуткой эпидемии, которая поразила Россию (а может, и весь мир) и превращает людей в подобие зомби с обесцвеченными радужными оболочками глаз. Компания представителей московского обеспеченного класса, преодолевая опасности в виде мародеров, зондеркоманд и давших себе волю маньяков, ехала к домику у озера в Карелии, где, как им хотелось надеяться, будет поспокойнее.

Кадр из сериала / Premier

Апокалиптическая страшилка зашла хорошо, а когда через пару месяцев после премьеры началась уже реальная эпидемия (коронавирус), сериал и вовсе приобрел интригующий ореол нечаянного пророчества. «Эпидемию» купил Netflix за рекордные на тот момент для российских продюсеров $1,5 млн, она вошла в топ-5 по просмотрам на этом стриминговом сервисе во всем мире. О ней одобрительно отозвался сам Стивен Кинг.

Продолжение снималось с очевидным расчетом закрепить достигнутый успех, в том числе международный. Хотя у писательницы Вагнер есть роман-продолжение «Живые люди», создатели сериала решили на литературный первоисточник больше не ориентироваться, возложив дальнейшее развитие сюжета полностью на плечи сценаристов Романа Кантора (писал сценарии для первого сезона «Эпидемии», а также для фильмов «Хороший мальчик» и «Серебряные коньки») и Андрея Иванова (участвовал в работе над сериалами «Лучше, чем люди» и «Екатерина. Самозванцы»). Режиссера Павла Костомарова (известен по сериалам «Чернобыль: Зона отчуждения» и «Перевал Дятлова») сменил режиссер Дмитрий Тюрин (известен по сериалам «Триггер» и «Магомаев»). Продюсеры те же — Валерий Федорович и Евгений Никишов.

Судя по первым двум сериям, подход остался прежним. Перед нами вновь история не только и не столько о конце света, сколько об отношениях внутри плохо спаянного маленького коллектива: мир рушится, а катастрофически не совместимые друг с другом, но волею случая оказавшиеся в одной лодке персонажи ссорятся, мирятся и решают моральные дилеммы. Все основные достоинства сериала в новых эпизодах вроде бы сохраняются: загадочная атмосфера, черный юмор, смелые апелляции к реальной действительности. И, само собой, образный строй русской постапокалиптики в заснеженных, как и положено, пейзажах: леса, люди-упыри, бродящие по обломкам постсоветского мира.

Кадр из сериала / Premier

Однако чувствуется (по крайней мере пока) как будто и дефицит свежих идей. Гибель мира, переставшая быть новостью, становится просто рутинным фоном для основного действия. Зрителю предлагают следить почти исключительно за маленькими трагикомедиями внутри комьюнити – тоже не сказать чтобы удивляющими новизной сюжетных поворотов. Все центральные персонажи первого сезона (за некоторым исключением, но не будем спойлерить) находятся на прежних позициях, поменялась лишь локация, и теперь их убежище – заброшенный объект оборонного значения. Среди выцветших советских плакатов и бюстиков Ленина герои вяло переругиваются, и за целую серию с ними по большому счету ничего и не происходит. А самым ярким событием становится поедание собаки.

Кадр из сериала / Premier

Чтобы действие развивалось и не тонуло в самоповторах, сериал усиливают совершенно новыми героями и новой сюжетной линией. В загородном доме, словно персонажи «Декамерона», прячутся от эпидемии четыре молодых представителя креативного класса и, питаясь мясными консервами из кладовой, едут кукухой от алкоголя, безделья и собственной бессмысленности. Фотограф Тарас (Никита Еленев, известен по фильму «Лето» и сериалу Happy End) лениво абьюзит художницу Алену (Виктория Клинкова, известна по сериалу «Физрук»). Немка Соня (Юлия Ендроссек, известна по фильму «Красные браслеты») хочет то похудеть, то повеситься. Тату-мастер Эзис (Аскар Ильясов, известен по фильму «Квартиранты») с обреченным видом претерпевает происходящее. Все надоели друг другу до смерти, а уйти некуда. Конец света, как точно отмечают авторы «Эпидемии», мучителен не только сам по себе, но и новыми вынужденными формами коммунальности, к которым современный городской индивидуалист решительно не готов.

Кадр из сериала / Premier

В эту недружную компанию судьба приводит раненного спецназовца-дезертира Женю (Юра Борисов, известен по фильмам «Бык», «Купе № 6», сериалу «Мир! Дружба! Жвачка!» и т. д.), и тридцатилетние инфантилы хватаются за него как за соломинку. С Юрой Борисовым жизнь и правда веселее. Он поет Цоя, рубит дрова и чинит радио. Говорит «погнали» и «щас все будет». В этой сюжетной линии царит другая интонация, что уводит «Эпидемию» в сторону от того пути, по которому сериал двигался в первом сезоне. Сталкивая обаятельного гопника с замороченными хипстерами, сериал вступает на поле социальной сатиры, где объектом насмешек являются, конечно же, последние.

Новые герои, очевидно, введены в сюжет с расчетом привлечь более молодую аудиторию, их этническое многообразие должно прийтись по душе Netflix.

Первый сезон умело балансировал между смешным и серьезным, и, честно говоря, не хотелось бы, чтобы теперь сериал скатился совсем в комедию – это было бы слишком простым решением. Нет уж, конец света так конец света. Авторы должны нам еще китайских солдат в карельских лесах как-то объяснить. И на другие важные вопросы, оставшиеся после первого сезона, ответить: и про пожар, и про зондеркоманды, и про то, существует ли еще вообще государство.

Второй сезон «Эпидемии» понравится тем, кому пришелся по душе первый и кто неравнодушен к эстетике русской постапокалиптики. И хотя по двум показанным сериям пока не очень понятно, очень хочется надеяться, что в следующих эпизодах персонажи все-таки найдут себе более интересные занятия, чем просто действовать друг другу на нервы.-