«Суворов»: анимационный микс «Гусарской баллады» и «Турецкого гамбита»

В прокат вышла первая трехмерная анимационная полнометражка «Союзмультфильма»

Что такое штамп, дети еще не знают, и завязка их, наверное, заинтригует. Конюх Гришка и купеческая дочка Соня любят друг друга. Папенька Сони, естественно, против и прочит ей в женихи графского отпрыска Петра. Пускай брак не по любви, зато дочь благородной дамой станет. Влюбленные пытаются романтично сбежать в ночь, но глазастый графчик-«жених» замечает приставленную к окошку лестницу и раскрывает их план. Соню отправляют под замок. Гришку – в армию. Вместо графчика, которому как раз пришла повестка. А конюх и рад послужить – на ратном поле доказать, что достоин Сониной любви.

Подвиги не заставляют себя ждать. Знаменитый Швейцарский поход Суворова в самом разгаре. На фронте Лжепетра приставляют к самому полководцу, эксцентрику и харизматику, который, конечно, гений на поле брани, но слишком порядочен и не замечает, как вокруг него плетет интриги австрийский генерал Вейротер – волк в овечьей шкуре, тайный союзник французов. Он заманивает русскую армию в ловушку, а предотвратить катастрофу может только Гришка. Но, на беду, Вейротер раскрывает легенду парня и ставит его перед выбором – либо тот дезертирует, либо о Гришином обмане и босяцком происхождении узнают все. И сослуживцы, и, что самое страшное, Суворов.

На счету «Союзмультфильма» уже есть трехмерные сериалы – это и «Тайна медовой долины», и новый «Ну, погоди!», и «Монсики». «Суворов» же первый опыт полнометражного 3D-мультфильма. Более того, это всего лишь вторая полнометражка возрожденной студии в постсоветский период. Первой была кукольная «Гофманиада» (2018) советского классика Станислава Соколова («Догада», «Большой подземный бал»). Но то был чистый арт, а по структуре – почти альманах, сборник страшилок Гофмана, едва прошитый сквозной сюжетной линией. Иными словами, именно с «Суворовым» «Союзмультфильм» вступает наконец в прямое состязание с конкурентами – если не с Pixar и Disney, то со своими российскими коллегами. И первый бой сложно назвать удачным.

Фильм не смотрится как фильм – скорее как квалификационная работа. Демонстрация приобретенных навыков в области дизайна, графики и качества мультипликата (движения). В этом отношении результат в целом удовлетворительный, но крайне неровный. Персонажи вроде бы симпатичные, но им явно не хватает индивидуальности, а кожа резиновая, как у советских игрушек. На средних и крупных планах они, как правило, двигаются хорошо (благодаря живым актерам, снятым с помощью технологии моtion capture – «захвата движения»). А вот движения в экшн-сценах, массовках и на панорамах уже неестественные, замедленные.

Кадр из мультфильма / Централ Партнершип

Текстуры также воспроизведены с переменным успехом. Мрамор выглядит реалистично, а вот волосы «вибрируют», фоны часто в расфокусе – иногда кажется, что это графика компьютерной игры 10-летней давности, а не современного мультфильма. Лучшие сцены сняты в двухмерной, диснеевской анимации – это танцевально-вокальные номера, которые трижды прерывают действие.

В графе «сценарий» оценка еще ниже, хотя стоит признать, что сам материал объективно не для детской мультипликации. Вопросов нет, личность Суворова требует большого экрана. Непобедимый полководец, овеянный славой и легендами, образец находчивости и насмешник-царедворец, он давно превратился в фольклорного героя. Но как снимать детское кино про военачальника? Это же не оловянные солдатики падают под обстрелом строй за строем, а живые люди. Как маленькому зрителю кратко и понятно объяснить, что вообще делали русские войска в Швейцарии в 1799 г.? Для геополитики он явно еще слишком юн.

В новейшей истории у «Союзмультфильма» неоднократно менялось руководство. «Суворова» запускала одна команда, заканчивать пришлось другой. Андрей Добрунов (глава студии в 2014–2016 гг.) видел проект как масштабный и исторически достоверный байопик – дорогой и явно коммерчески малоперспективный. Борис Машковцев и Юлиана Слащева (пришли на студию в 2017 г. – как гендиректор и председатель совета директоров соответственно) переформатировали проект как приключенческий фильм для всей семьи, микс «Гусарской баллады» и «Турецкого гамбита». Ввели в сюжет смешного соловья и ручного грифона, даже смогли подогнать боевые действия под рейтинг 6+ (пушечные ядра разбрасывают врагов как кегли, но не ранят). Однако материал все равно не одолели. Приключенческая линия и исторический фон существуют сами по себе.

Конечно, не все так плохо. Не вызывает вопросов кастинг. Антон Макарский («Бедная Настя», российская адаптация мюзикла «Нотр Дам де Пари») прекрасно говорит и поет за Гришу, Филипп Киркоров – за Вейротера. А у Суворова приятный тембр Константина Хабенского («Ночной дозор», «Огонь»). Кроме того, романтику и приключения оттеняют несколько довольно удачных шуток.

Мультфильм выходит в прокат в преддверии 9 Мая и подходит для семейного просмотра, если родители поощряют у своих детей увлечение историей. Правда, стоит иметь в виду, что художественный вымысел в «Суворове» превалирует (книги и учебники чаду придется читать все равно), а в соседних залах еще идут «Финник» и «Бука» – чисто развлекательные, да и в целом более удачные российские мультфильмы, на которые ребенок потащит за рукав с явно большей охотой.