Сегодня дебют Владимира Спивакова


Если надвигающийся миллениум кому-то и принес эпохальные перемены, так это знаменитому скрипачу и дирижеру Владимиру Спивакову. Отметивший 12 сентября свое 55-летие, Спиваков изменил прическу и цвет волос. Его поклонники ахнули, осознав, что и великие музыканты седеют. Но это лишь часть пути обновления, на который ступил музыкант. В год 20-летия со дня организации его главного детища - "Виртуозов Москвы" - Спиваков изменил состав камерного оркестра. Он безжалостно расстался со старожилами, которые осели в Испании и возвращаться в Москву не собираются. Наконец, Спиваков согласился стать главным дирижером Российского национального оркестра (РНО) вместо Михаила Плетнева. Дебют Спивакова в новой роли состоится сегодня в Большом зале консерватории.

- Владимир Теодорович, в начале сентября вы провели конкурс в оркестр "Виртуозы Москвы", и сейчас среди ваших музыкантов много новых лиц.

Означает ли это, что история "Виртуозов" пошла по второму кругу? - Я бы так не сказал. 20 лет назад были проблемы с камерными оркестрами. И когда мы решили организовать такой оркестр (а в нем поначалу играли и музыканты квартета им. Бородина, и Юрий Башмет), нам всячески старались помешать, не отпускали музыкантов на репетиции. Нас уже стали приглашать на гастроли, а из Москвы шли ответы: "Такого оркестра нет! " Во время московской Олимпиады мы впервые выступили официально, в "Правде" появилась статья "Есть такой оркестр". Но государственный статус мы получили только через три года и впервые поехали на гастроли в Испанию.

- Испания в судьбе "Виртуозов Москвы" сыграла решающую роль. Почему возникло решение уехать из России на Запад? - Прошла перестроечная эйфория, музыканты перестали верить в возможность нормального существования и поодиночке стали подумывать об отъезде. А потом пришли ко мне и сказали, что им очень жалко расставаться. Попросили меня сделать что-нибудь, чтобы мы уехали все вместе и сохранили "Виртуозов". И это получилось благодаря моей дружбе с королевской семьей Испании.

Муж сестры короля - прекрасный пианист и большой меценат страшно удивился, когда узнал от меня, что наш оркестр распадается. Через пять минут был решен вопрос о переезде оркестра в Испанию вместе с семьями. За один вечер в посольстве Испании было проставлено 150 резидентских виз музыкантам и членам их семей. Поехали все: свекрови, бабушки, тещи, сестры с мужьями.

Нас встречали с танцами и сидром. В общем, как беженцев, хотя мы ими не были.

- Но ведь Овьедо - это страшная дыра.

- Была. С приездом "Виртуозов Москвы" там возник новый культурный климат. За эти 10 лет у них появились два новых симфонических оркестра, несколько камерных, музыкальные школы. Построили огромный современный зал, который Москве и не снился.

- Но в результате это благополучие стало губительным для "Виртуозов".

- Для меня Овьедо никогда не был мечтой, ведь помимо оркестра много выступаю и как солист, и как дирижер с разными симфоническими оркестрами. Отъезд в Испанию - это было желание оркестра. Мне никогда не хотелось никуда из Москвы уезжать. К тому же с годами все больше приходило осознание того, что в Москве лучше, невзирая на экономические трудности. Мы снова получили возможность стать российским оркестром. Музыкантам были выделены зарплаты, довольно высокие по сравнению с другими московскими коллективами. Но уже не все могут вернуться - кто-то женился, у кого-то дети ходят в школу и т. д. Но за свою жизнь никого не уволил: все уходили сами. Мы собираемся больше играть в России. Первый концерт мы проведем, когда новый состав сыграется. Хочется декабрьский юбилей отметить без помпы, хорошим классическим концертом.

- А существует ли возможность слияния "Виртуозов Москвы" и Российского национального оркестра? - Такой вопрос еще не возникал.

- Каким вы находите свой новый оркестр? - Очень хорошим. А главное - у них есть огромный потенциал.

- Сколько вам потребовалось времени, чтобы дать согласие РНО? - Месяц. Я привык к свободе, а оркестр - это якорь, повышенная форма ответственности. Приятно, когда звонит главный дирижер оркестра из Сан-Франциско Майкл Тилсон Томас (кстати, один из лучших сейчас дирижеров Америки) и предлагает еще и еще поработать с его оркестром.

Но это все равно разовые акции.

А тут контракт на четыре года.

- Вы собираетесь приглашать других дирижеров для работы с РНО? - Я как раз получил согласие от дирижеров Тилсона Томаса, Мишеля Плассона, Семена Бычкова, певцов Томаса Квастхоффа, Марии Гулегиной. Сложность заключается в отсутствии денег. Поэтому только дружеские контакты помогают получать согласие таких людей выступать почти бесплатно.

- У вас и так был очень плотный гастрольный график...

- Придется пожертвовать собственными контрактами. Первый год еще много будет дирижировать Плетнев. Дальше будет видно, удается ли мне балансировать между сольными выступлениями и оркестровыми.

- Как отреагировала общественность на ваше решение? - Меня поздравили практически все западные дирижеры, а из русских - только Владимир Федосеев.

- У вас большой концертный опыт, и,по-моему, только вас на концертах бросали краской.

- Я выступал 7 ноября 1978 г. в Нью-Йорке, и здание Карнегихолла пикетировала Лига защиты евреев. Во время исполнения "Чаконы" Баха я получил страшный удар в солнечное сплетение.

Раздался щелчок, и разорвалась банка с красной краской. Я подумал, что это моя кровь. И еще услышал, как весь зал хором сказал: "А! "Но не сбился, не потерял ни одной ноты. Скрипка была опущена до колен, и я постепенно ее поднимал. В антракте мне приготовили новый фрак.

Но я сказал, что до конца буду играть в испачканном. Потом на концертах лицом к залу сидели полицейские, а мне прислал телеграмму с извинениями Киссинджер. После этого я не мог несколько лет играть "Чакону" Баха, да и вообще выступать в Карнеги-холле тоже было непросто. Мои уши ловили каждый шорох в зале.