Бывший глава ГТК возглавил таможенных брокеров


Анатолий Круглов, основатель и первый председатель российского Таможенного комитета (ГТК РФ), избран президентом Национальной ассоциации таможенных брокеров (поверенных). Круглов, таким образом, начинает работу в наиболее закрытой сфере российской внешней торговли - "околотаможенном бизнесе", ежегодный оборот которого оценивается экспертами в $1,5 - 2 млрд.

Нынешний глава ГТК Михаил Ванин, присутствовавший на прошедшем в минувшие выходные съезде ассоциации, заявил, что с 1 января 2000 г. таможня будет принимать декларации на экспортные и импортные грузы только от таможенных брокеров, которым будет предоставлен "льготный режим".

До обозначенной председателем даты чиновники ГТК должны разработать упрощенный порядок работы с брокерами. "Это наши коллеги, - говорит Александр Чигак, главный инспектор управления таможенных режимов ГТК. - Бесспорно, им будут созданы особые условия".

По подсчетам ассоциации таможенных брокеров официальный рынок услуг по таможенному оформлению за последние два года сократился в пять раз. Если в 1997 г. так называемые "черные" и "серые" брокеры оформляли около половины внешнеторговых грузов страны, то в 1999 г. на их долю приходится 90%. Схема работы "серых" брокеров достаточно проста - все основано на личных контактах посредника с таможенниками и владельцами грузов. Посредник, как правило частное лицо, оформляет грузы по доверенности фирмы, "выторговывая" лучшие условия у таможенников. Его комиссионные зависят от размера экономии при "минимизации таможенных выплат".

По словам вице-президента ассоциации Игоря Конькова, государство теряет на "сером" оформлении около $500 - 800 млн ежегодно. "Только на налогах", - уточняет Коньков.

По мнению брокеров, ответственность частных лиц за оформление груза условна - они часто используют поддельные паспорта, запутывая таким образом всю внешнеторговую сделку. Это привело к тому, что 40% внешнеторговых грузов, по оценкам ассоциации, оформляется с нарушениями таможенных правил.

"Надо выявить всех частников, занимающихся оформлением грузов на таможне, и наказать их за неофициальные заработки", предлагает Коньков. Ассоциация направила обращение в ГТК и правительство, призывая госорганы к наведению порядка в сфере "околотаможенного" бизнеса. В обращении отмечено, что рынок таможенных услуг оценивается в $1,5 - 2 млрд, причем государство теряет здесь около $1 млрд в год.

"При желании победить "серое" брокерство как массовое явление можно", - считает Наталья Бочкова, советник по таможенным вопросам компании DHL Worldwide Express. По ее аблюдениям, в отношениях между таможней и официальными брокерами уже наметились позитивные изменения. У брокеров появился доступ к информационной системе ГТК для получения данных об их операциях.

Значительно осложнило работу "серых" брокеров и недавнее распоряжение таможни, обязавшее штатных сотрудников компании-получателя присутствовать при оформлении груза.

Максим Заболотный, консультант по таможенным вопросам компании TNT, считает, что с лицензией таможенного брокера работать с таможней стало гораздо сложнее.

"Это лишние затраты и хлопоты, говорит он. - Сейчас у нас два человека только тем и занимаются, что заполняют журналы отчетности для ГТК. Если раньше адресат спокойно ожидал свою посылку у себя в офисе, то теперь должен заключить договор с нами на каждую отправку многие отказываются". Заболотный считает, что проблема "серых" брокеров большей частью надуманна, и надеется, что на развитие института официальных брокеров положительное влияние окажет Анатолий Круглов - "значительная фигура в таможенном деле".

На сегодняшний день таможня выдала 298 лицензий таможенного брокера, из них 60 имеют общероссийский статус. Лицензия выдается на три года, причем стоимость общероссийской и зональной лицензий одинакова: 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) стоит рассмотрение заявки, 400 МРОТ вносится при получении лицензии, 2500 МРОТ составляет сумма первоначального обеспечения, и не менее 10 000 МРОТ требуется для заключения договора страхования.

Сегодня лицензия стоит более 1 млн руб.