Моментальная еда подешевела


Рынок быстрой еды, в частности вермишели моментального приготовления, сформировался в нашей стране всего несколько лет назад, однако страсти на нем кипят ничуть не меньшие, чем в других, куда более "взрослых" секторах. На прошлой неделе один из крупнейших производителей - российская компания "Анаком" - завершила второй этап реконструкции собственного предприятия в городе Лакинске Владимирской области.

Объем производства компании возрастет вдвое. По мнению конкурентов, это может серьезно изменить ситуацию на рынке и привести к дальнейшему снижению цен, которые за последние полгода и так упали на 40 - 45%.

По словам представителей "Анакома", который является старейшим производителем вермишели быстрого приготовления (выпускает с 1991 г.), расширение производства позволит снизить себестоимость продукции и, как следствие, получить дополнительную прибыль.

Теперь, благодаря новому оборудованию, "Анаком" способен производить порядка 39 млн упаковок продукции в месяц. Рыночная стоимость оборудования, которое было установлено на заводе, оценивается компанией в $900 000.

Как заявили в компании, с августа 1998 по июнь 1999 г., несмотря на кризис, "Анаком" увеличил свое производство более чем в два раза. Тем не менее в начале лета этого года компания оказалась не в состоянии справиться со всеми заказами и была вынуждена закупить дополнительные линии.

Однако в последние несколько месяцев конкуренция на рынке вермишели быстрого приготовления резко обострилась. Появилась аналогичная продукция из Юго-Восточной Азии, а соперничество между основными российскими производителями на рынке ("Роллтон", "Анаком", "Александра и Софья") привело к тому, что по сравнению с весной этого года вермишель подешевела на 40 - 45% - цены производителей снизились с 1,70 - 1,80 руб. до 1,15 - 1,20 руб. за пачку. В результате рентабельность производства резко упала.

По словам представителей "Анакома", выиграли от снижения цен только оптовики. Дело в том, что цены в рознице остались практически прежними. Оптовая маржа выросла в два-три раза. Что же касается производителей, то, по словам представителя одной из компаний, последнюю рубашку они, конечно, не продают, однако работать стало значительно сложнее.

Расширение производства "Анакома" вызывает беспокойство его конкурентов, которые опасаются, что введение новых мощностей усугубит и без того нелегкую ситуацию на рынке.

Как заявил сотрудник компании "Роллтон", "цена "умерла", а предложение превышает спрос". По словам одного из руководителей компании, предприятие "Роллтона" в Серпухове первоначально рассчитывалось на выпуск 60 млн упаковок в месяц, однако сейчас оно производит не более 25 - 30 млн упаковок. В "Роллтоне" считают, что расширение мощностей "Анакома" может ухудшить положение на рынке. В "Александре и Софье" комментировать ситуацию отказались.

В "Анакоме" полагают, что рынок вермишели быстрого приготовления в стране достаточно емок и существуют потенциальные возможности его расширения. Проблему можно решить, считают в "Анакоме", остановив ценовую войну, что позволит восстановить рентабельность производства.

До конца года на предприятии планируют установить еще одну производственную линию, и тогда к началу весенне-летнего сезона, когда потребление вермишели традиционно возрастает, расширение мощностей "Анакома" будет весьма кстати.

По оценкам участников рынка, потенциальный объем продаж вермишели быстрого приготовления составляет 140 млн упаковок в месяц.