За "Арарат"!


Самый именитый производитель коньяка в бывшем СССР - Ереванский коньячный завод (ЕКЗ) объявил о начале рекламной кампании на российском рынке. За счет рекламы ЕКЗ намерен увеличить объем сбыта в нашей стране на 25%. Кроме того, руководство ЕКЗ заявило, что запатентовало марку "Арарат", и теперь три одноименных российских завода должны отказаться от своих названий.

Ереванский коньячный завод основан в 1887 г. В 1998 г. предприятие было продано французской компании Pernod Ricard за $30 млн. Другая компания, претендовавшая на ЕКЗ, - канадская Seagram, по неподтвержденной информации, предложила на закрытом тендере на $5 млн меньше. За два года Pernod Ricard инвестировала в производство коньяка около $10 млн. К 2009 г. компания планирует продавать около 5 млн л коньяка в год. Сейчас объем производства компании составляет 1,2 млн л.

По словам гендиректора ЕКЗ Пьера Ларреча, за последний год продажи в России, на которую приходится 65% сбыта завода, упали в два раза. Основной причиной этого, по мнению Ларреча, стали события 17 августа, после которых доходы населения, вслед за ними и продажи коньяка резко сократились. Поднять их на прежний уровень руководство завода рассчитывает за счет рекламной кампании, которая началась 1 ноября. Рекламный бюджет ЕКЗ, по словам Ларреча, составит $500 000.

По мнению других продавцов коньяка в России, продукция ЕКЗ занимает особое место на рынке - она существенно дешевле французских коньяков, но в то же время дороже молдавских, - и ее реклама вряд ли вызовет какие-либо серьезные изменения.

Сейчас около 60% нашего рынка занимают молдавские коньяки. Потеснить их ЕКЗ вряд ли сможет.

"Армянский и молдавский коньяки значительно отличаются по цене и занимают абсолютно разные ниши", - сказал Николай Королев, сотрудник компании "Дионисклуб" (импортер армянских и молдавских коньяков).

Внедриться в сектор дорогих коньяков ЕКЗ скорее всего также не удастся. Во время своего визита в Москву в октябре этого года на вопрос о "наших" коньяках глава коньячного дома Martell Патрик Мартель снисходительно ответил: "Настоящий коньяк не может быть таким сладким".

Так что скорее всего за счет рекламы ЕКЗ привлечет своих старых почитателей, по каким-либо причинам отказавшихся от употребления армянского коньяка, также потребителей продукции "российских" "Араратов" - заводов в Москве, Санкт-Петербурге и Саратове, которым ЕКЗ объявил настоящую войну.

В апреле этого года ЕКЗ разослал по этим заводам письма с требованиями отказаться от торговых марок ереванского предприятия, также от изображения горы Арарат на этикетке и словосочетания "армянский коньяк". В среду руководство ЕКЗ заявило, что запатентовало марку и торговый знак "Арарат" - изображение горы, и теперь все три завода должны отказаться от своих названий.

В Саратове с требованиями частично согласились, сняв с производства коньяк "Ани".

По словам одного из сотрудников саратовского предприятия, сейчас там выпускают коньяки "Саратовский" и "Трехзвездочный".

Так как Армения не поставляет виноматериалы, предприятие закупает их по "своим каналам". Но завод по-прежнему называется ЗАО "Арарат" и менять название не собирается.

На московском предприятии, которое закупает коньячные спирты в Армении и производит "трехзвездочный" коньяк, комментировать ситуацию вокруг названия "Арарат" отказались. Возможно, это связано с тем, что сейчас совместно с правительством Москвы в Бирюлеве идет строительство еще одного завода "Арарат", который по мощности не уступит ЕКЗ. По планам он сможет производить 30 млн л водки и коньяка.

Завод "Арарат - Санкт-Петербург "был запущен в прошлом году после почти 10-летнего простоя. По словам главного инженера завода Мелика Шагиняна, "заявка на патентование товарного знака "Арарат - Санкт-Петербург "подана в 1997 г. и сейчас находится в процессе рассмотрения".

Так что основные битвы за марку еще впереди.