Почти настоящие газеты


Количество читателей электронных газет пока значительно меньше, чем бумажных, но эти цифры отличаются уже не на порядки. Над ежедневным обновлением этих “e-газет”, как их назвал директор Российского центра интернет-технологий (РОЦИТ) Андрей Зотов, работают штаты профессиональных журналистов. Однако дело здесь не в том, что Интернет вдруг стал инструментом влияния на широкие электоральные массы.

“Подавляющее большинство избирателей не то что электронных, но вообще никаких газет не читают. Инструментом влияния на электорат является только ТВ”, – говорит исполнительный директор Algorithm Group Дмитрий Людмирский. По его мнению, быстрый рост электронной прессы связан с тем, что разнообразные аналитики и обозреватели стали рассматривать ее наравне с бумажными источниками: на “РосБизнесКонсалтинг“ ссылаются политобозреватели, gazeta.ru цитируется в теленовостях. “Электронные газеты стали средством влияния на ТВ”, – замечает Людмирский.

При этом создать “e-газету” стоит несравнимо дешевле, чем бумажную. Стартовые вложения – аренда помещения, покупка пары десятков компьютеров и сервера, прочие орграсходы – укладываются в $100 000 при самой расточительной смете. Зарплата обычного для “e-газеты” штата из 20 журналистов и десятка технических сотрудников никак не превысит $40 000 в месяц.

Распространение информации, опубликованной на сайте, ничего не стоит его владельцу. На тиражирование и доставку “e-газеты” тратится не тот, кто ее создал, а сам читатель, оплачивая подключение к Интернету. “Читатель находит нашу газету сам”, – подчеркивает Михаил Гуревич, руководитель ежедневного проекта “Yтро” (utro.ru).

Антон Носик, который летом 1999 г. покинул созданный им проект gazeta.ru, рассказывает: “Исходя из статистики посещаемости проекта gazeta.ru мы поняли, что существуют два принципиально разных читательских спроса. Во-первых, это спрос на актуальные новости. Где-то что-то взорвалось – и к нам через пять минут пришли 5000 человек читать страницу, где про это рассказывается. А во-вторых, это неспешное чтение, аналитика и разговоры за жизнь”. Поэтому Носик создал два отдельных сайта: электронную газету vesti.ru, по форме повторяющую предыдущий проект gazeta.ru, и новостную ленту под названием lenta.ru. Посещаемость этих сайтов сейчас соотносится как 1:3.

“Газета, информационное агентство и лента новостей – это разные жанры. Смешивать их, чтобы получить большую посещаемость, неправильно”, – считает Носик.

Интернет-газеты часто выглядят нестабильным источником информации: статью могут опубликовать, а через день незаметно внести в нее поправки или совсем удалить. Ссылаться на такие газеты очень сложно, а вести надежные архивы их никто не обязывает – это делается лишь в меру добросовестности издателей. Участники конференции РОЦИТ на тему “СМИ в Интернете”, прошедшей на прошлой неделе, высказались за создание независимого архива, в котором должны храниться все публикации “e-газет”.

Как считают юристы, государство не может обеспечить защиту прав своих граждан от таких СМИ. На это накладывается тот факт, что Интернет является экстерриториальным по своей природе, и потому его регулирование должно быть международным. Яркий пример – скандально известный сайт kavkaz.org, расположенный за пределами российской юрисдикции.

Регулирование всех этих вопросов не обязательно должно происходить в рамках некоего закона об Интернете, слухи о котором периодически появляются в Сети. Консультант Госдумы по информационной безопасности Елена Волчинская считает, что достаточно внести согласованные изменения в существующие нормативные акты.

Тем временем традиционные бумажные газеты тоже создают свои электронные версии. Первой из ежедневных газет в Интернете появилась “Независимая газета”. В 1995–1996 гг. газета рассылалась по электронной почте, затем открылся сайт. Летом 1998 г. появился сайт еженедельника “Московские новости”. “Теперь бумажные газеты конкурируют с нами на равных – в том же счетчике Rambler, в рейтингах”, – говорит Гуревич.

“У “НГ” до сих пор нет отдельного электронного издания. Есть отдел, который занимается переносом газетных материалов в Интернет”, – напоминает Александр Шерман, руководитель соответствующей службы “НГ”. По его мнению, развитию прессы в Интернете сильно мешает бытующая до сих пор идея подписки, платного доступа к сайту газеты. “Видимо, только близость выборов привела к тому, что газеты появились в открытом доступе”, – говорит Шерман.

Несмотря на заявления всех издателей “e-газет” о том, что их проекты являются коммерческими, пока все они живут на дотациях. “Практика показывает, что интернет-проект не окупается года два”, – полагает Гуревич. Ни одна из “e-газет” еще не дожила до этапа окупаемости. “Всех рекламных денег, существующих в российской Сети, хватит на одну газету”, – говорит Людмирский.