Трое, не считая собаки


(Публика тоже недоумевала и потихоньку покидала зал, не дожидаясь антракта.) Однако свежий опус по части замысловатости фабулы и туманности смысла и впрямь вне конкуренции.

Театр им. Моссовета показал премьеру спектакля "Братья и Лиза" по пьесе Алексея Казанцева. На главную роль постановщик Евгений Лазарев пригласил давно не выходившего на сцену Геннадия Бортникова. Спектакль идет на камерной площадке "Под крышей".

"Эта пьеса, пожалуй, самая загадочная из всех, что написаны известным драматургом", - предупреждает зрителей программка. Чистая правда. Надо лишь добавить, что произведения известного драматурга и прежде не отличались внятностью. К примеру, перед "Братьями и Лизой" Казанцев сочинил пьесу "Тот этот свет", которую Владимир Мирзоев поставил в Театре им. Станиславского. Герой этой драмы метался между сном и явью и никак не мог сообразить, в каком из миров находится в данный момент.

Братьев в спектакле двое. Одного зовут Петр, другого Симон. Живут они буквально там, где играется пьеса, - под крышей. Брат Петр - художник, причем, судя по всему, гениальный. Брат Симон - тихо помешанный. Он называет себя то мамой, то папой, то собакой Джимом, которые, как выясняется, последовательно умерли, повредив тем самым психику впечатлительного героя.

Петр, как и положено богемному художнику, по ночам пишет картины, а вечерами ходит на банкеты. Однажды он приводит домой сбежавшую от сексуальных приставаний отца девушку Лизу. В первом действии Лиза живет с братьями, любит Петра и жалеет Симона, затем внезапно исчезает. После антракта братья меняются ролями: Симон выдает себя за Петра и греется в лучах незаслуженной славы, спившийся Петр учится изображать маму, папу и собаку. Но тут приезжает Лиза на "Мерседесе", и все вроде бы кончается хорошо.

Текст новейшей драмы вызывает чувство глубокого изумления. Один из братьев цитирует Библию, другой - Бродского; Лиза размахивает топором и произносит афоризмы типа "русская женщина после французского коньяка непобедима"; романтическая тема двойников (гения и безумца) запросто вписывается в забубенный бытовой реализм или с легкостью переходит в политическую сатиру (во втором действии Симон собирается стать то ли депутатом, то ли президентом). Ну ведь не мог известный драматург такое всерьез написать? А вот же - написал. "Три человека, поставленные жизнью в экстремальные обстоятельства, ищут выход из душевного тупика", - объясняет программка суть происходящего на сцене. Но на самом деле пьеса "Братья и Лиза" представляет собой что-то вроде чердака коллективного бессознательного, где причудливо перемешанные обрывки культурной информации образовали невероятную смысловую и эстетическую кашу.

В этом диком сочинении можно обнаружить мотивы Достоевского и Фрейда, пародию (скорее всего, невольную) на знаменитого акциониста Олега Кулика (образ человека-собаки) и еще много такого, что вашей философии не снилось.

Поставлено все это, однако, без особых затей.

Тесная сцена захламлена в соответствии с представлениями авторов спектакля о богемном быте (какие-то ширмы, камин, деревянная лестница и разбросанные по полу куклы), большая часть действия проходит в полумраке, зато каждое появление героини сопровождается фонограммой грозы. Художник, разумеется, нечесан и бородат, а любящая его девушка нежна и красива. Актеры Андрей Сергеев (Петр) и Эльвира Болгова (Лиза) играют старательно и однообразно.

Что касается Геннадия Бортникова, для которого новая постановка стала бенефисом, то он играет так, словно роль Симона неудачно срежиссировал Роман Виктюк: в иные моменты манерность жестов и интонаций народного артиста кажется почти карикатурной.

Но доброжелательная публика Театра им. Моссовета относится к бенефицианту с пониманием и снисхождением. Все-таки сложная у него роль - три персонажа в одном.

Не считая собаки.