Когда Россия сможет вернуться на мировой рынок капитала?


Пока что нет оснований для подобных прогнозов, ведь договоренности с Лондонским клубом - это только малая часть условий. Поскольку для выхода России на мировой рынок капитала подругому должны быть оценены инвестиционные риски вложений в нашу страну.

А это, в свою очередь, будет зависеть и от итогов президентских выборов, и от формирования правительства, и от политического и экономического курса. В 2000 г., я думаю, мы на внешний рынок заимствований не выйдем, это может произойти лишь в 2001 г., но инвесторы будут оценивать большую совокупность факторов.

Алексей Улюкаев

Не раньше осени. Во многом это будет зависеть от исхода выборов, от договоренностей о реструктуризации с Парижским клубом и от решений МВФ.

Тем не менее итоги переговоров с Лондонским клубом - это успех российской дипломатии и лично Касьянова. Но не стоит забывать, что у кредиторов просто не было другого выхода, кроме как пойти на предложение России. При всех огромных минусах этой договоренности (прежде всего это касается среднесрочной перспективы) итоги встречи позитивно повлияют на инвестиционный климат, в первую очередь для российских компаний.

Сергей Леонтьев

Это не может произойти сразу. Как самый ранний срок первых выпусков евробондов я бы назвал осень 2000 г., а более реально - зима-весна 2001 г. Естественно, все будет зависеть от конъюнктуры мировых рынков, от складывающихся макроэкономических показателей России, от политической ситуации в стране. Заинтересованность западных инвесторов в российском рынке есть. Об этом говорит растущий ры нок акций, долговых инструментов и надежды на политическую стабильность с избранием нового президента.

Владимир Рашевский

Не раньше второй половины этого года. Потому что есть еще Парижский клуб кредиторов, с которым тоже нужно договориться. И есть еще МВФ. Многое будет зависеть от того, как пойдет дело с фондом. Потому что отношения России с МВФ всегда были индикатором для мировых финансовых кругов. К тому же политический и экономический курс нового президента будет ясен инвесторам не раньше чем через несколько месяцев после выборов. То есть я думаю, что, скорее всего, Россия будет уже осенью вести подготовительную работу. Но при благоприятном развитии ситуации реально мы выйдем на рынок внешних заимствований не раньше первой половины следующего года. Сейчас же главное то, что начало этому положе но. И после Лондонского клуба стало возможным об этом вообще говорить. Я думаю, чтобы был смысл выходить на мировой рынок капитала, доходность российских бумаг должна опуститься до уровня наших последних заимствований, т. е. где-то до 12 - 13%. И Россия и инвесторы могут посчитать, что это разумная плата за предоставление займа. Ниже 12% пока нереально. Потому что не стоит забывать, что у инвесторов был все-таки в некотором роде плачевный опыт.

Николай Ермолаев

То соглашение, которое было достигнуто с Лондонским клубом, - это пока что техническое согласование. А реальная картина определится, скорее всего, после семилетнего льготного периода, когда станет ясно, действительно ли Россия будет выполнять условия и графики погашения своего долга. Ведь оставшиеся две трети долга все еще очень большие деньги. И у России есть порядка семи лет, чтобы решить текущие проблемы, связанные с тем, где взять эти деньги. Для этого нужно в корне менять всю структуру экономики, весь бюджет. Реально выйти на мировой рынок капитала можно будет только по факту выполнения этих задач. Сейчас кредиторы просто дали нам еще один шанс. Но это не окончательное признание. За соглашением должны последовать конкретные дела.

И на это выделено достаточно времени. А если Россия попытается выпустить евробонды, скажем, в 2001 г., я не уверен, что они будут пользоваться большим спросом.

Игорь Степанян

Я думаю, что, скорее всего, это произойдет в будущем году. Ведь инвесторам будет интересно еще и то, как за кончатся переговоры с Парижским клубом кредиторов. Поскольку им нужна полная перспектива обслуживания Россией своего внешнего долга и перспектива ее платежеспособности. А до осени она окончательно не прояснится. Кроме того, должна утрястись некоторая политическая неопределенность, связанная скорее с принятием Госдумой важных законопроектов. Я имею в виду прежде всего законодательство по налоговой системе и по инвестиционным вопросам. Если оно будет принято, то, скорее всего, начнет действовать в 2001 г. Кроме того, я думаю, что для того, чтобы Россия могла выходить на мировой рынок капитала, доходность по российским бумагам должна опуститься где-то до 10%. И вообще говоря, заимствовать раньше середины следующего года особого смысла нет, поскольку напрямую такой потребности в бюджете нет.

Аркадий Дворкович