Олигарх с человеческим лицом


ВАРШАВА - Если французам повезет и France Telecom удастся обойти конкурентов и приобрести польскую государственную телефонную компанию Telekomunikacja Polska, своей удачей они будут во многом обязаны поляку Яну Кульчику.Kulczyk Holding выступает партнером France Telecom в конкурсе на приобретение Telekomunikacja Polska. Сумма их совместного предложения составляет $4 млрд.

Победитель этого конкурса будет объявлен в течение нескольких недель. Пока же Кульчику остается уповать на свою счастливую звезду. И не только звезду. У Кульчика хорошие отношения с чиновниками, и ему не раз удавалось выходить победителем на приватизационных конкурсах. Французские предприниматели очень надеются на опыт своего партнера, ведь ставки в нынешнем конкурсе высоки. Разыгрывается 35% Telekomunikacja Polska - на сегодняшний день это крупнейший госпакет, выставленный на продажу в секторе телекоммуникаций во всей Центральной Европе.

Олигарх по-польски 49-летний Ян Кульчик возглавляет типично "олигархическое", сильно диверсифицированное образование под названием Kulczyk Holding. В холдинг входит более 100 структур, занимающихся производством и продажей самой разнообразной продукции - от автомобилей до мобильных телефонов и пива. От большинства российских "коллег" Кульчика отличает отсутствие у него банков. Впрочем может быть это и разумный выбор: для российских олигархов банки, как мы знаем, оказались весьма хлопотными приобретениями.

"Еще Наполеон говорил, что удача дороже золота, - говорит Кульчик, сидя в своем роскошном офисе в Варшаве. - А с людьми мне до сих пор везло".

Ян Кульчик - один из самых богатых людей в Польше, с солидными связями в правительственных кругах. Он являет собой яркий пример польского предпринимателя, которому удалось создать себе хорошую репутацию на международном рынке и стать желанным партнером для западных бизнесменов. С точки зрения западных компаний, пытающихся принять участие в борьбе за перераспределение бывших государственных активов в странах бывшего коммунистического блока, самым главным активом Кульчика являются связи и знание ситуации. При этом, не смотря на все те же глубокие связи Кульчика с местным бизнесом (не всегда же они оборачиваются на пользу иностранному инвестору), работать с ним осторожные "западники" почему-то не боятся.

"Эти люди обладают состоянием и связями, что позволяет им влиять на развитие событий, но это еще не все, - говорит Дюлип Элюуихэа, управляющий партнер в Варшавском отделении Arthur Andersen, хорошо знакомый с Кульчиком и другими польскими олигархами. - Они располагают капиталом и все необходимое установления партнерских отношений с иностранными компаниями. При этом, что не менее важно, они глубоко заинтересованы в развитии национальной экономики".

Польские олигархи, такие как Зигмунд Солош, основатель частной спутниковой телекомпании Polsat, или Ричард Краузе, владелец множества компаний - производителей программного обеспечения, - это люди, выпускающие конкретные продукты или оказывающие определенные услуги. Именно благодаря этому обстоятельству они набирают вес и на родине, и за рубежом.

Искусство заключать сделки И правда, Кульчик "коллекционирует" иностранных партнеров не менее увлеченно, чем произведения искусства, которыми увешаны стены в офисах компании в Познани и Варшаве. Первый серьезный шаг Кульчик сделал в 1993 г., когда ему удалось получить лицензию на единовременный ввоз в Польшу 4000 автомобилей Volkswagen, предназначенных для польской полиции.

В начале 90-х он частично продал свои доли в пивоваренных предприятиях Польши компании South African Breweries, что позволило ему составить достойную конкуренцию своим соперникам, действовавшим при поддержке Heineken и Carlsberg. В марте этого года Kulczyk Holding приобрел треть акций в Polenergia - совместном предприятии, созданном польской национальной энергетической компанией PSE и немецкой PreussenElektra, собиравшейся экспортировать польскую и российскую электроэнергию в страны Западной Европы.

Дебют Kulczyk Holding в секторе телекоммуникаций пришелся на 1994 г., когда компания вошла в состав консорциума, созданного под эгидой крупнейшей польской фирмы Elektrim, и получила одну из первых польских лицензий на предоставление услуг сотовой связи в стандарте GSM. Тогда Кульчик предложил создать совместное предприятие немецкой Deutsche Telekom, обладавшей необходимым технологическим опытом, и американской MediaOne, предложив ей заниматься маркетингом. В результате возникла Polska Telefonia Cyfrowa - крупнейший оператор беспроводной связи в Польше.

Справедливости ради стоит отметить, что польские олигархи обладают порой весьма своеобразной манерой вести дела. Их умение молниеносно заключать соглашения и споро сколачивать огромные состояния нередко вызывает удивление. В своем стремлении достичь самого верха они не раздумывая пойдут по головам. Их западные партнеры часто страдают от того, что поляки-руководители крайне неохотно уступают им часть своих управленческих функций.

Молчание - злотые Кульчик отказывается говорить о Telekomunikacja Polska, в которой, если France Telecom удастся выиграть конкурс, Kulczyk Holding будет принадлежать 10% акций на сумму $1 млрд. По его словам, France Telecom предложило Kulczyk Holding заключить партнерское соглашение в большей степени благодаря опыту работы его компании на польском рынке телекоммуникаций, а вовсе не изза политического влияния самого Кульчика. "Я всего лишь торговец пивом и автомобилями", - не без кокетства говорит он.

Вообще, Кульчик признается, что не любит шума вокруг собственной персоны. "Большие деньги любят тишину, а очень большие - безмолвие", - говорит он.

Ему не нравится, когда его сравнивают с российскими олигархами. Кульчик - второй по размеру личного состояния человек в Польше (в 1998 г. доход его компании составил $1,23 млрд). По результатам ежегодного обзора польского еженедельника Wprost, он находится на втором месте после Александра Гудзоватого. Тем не менее, по словам самого Кульчика, на данный момент он является крупнейшим налогоплательщиком в Польше - в 1999 г. он уплатил в казну $167 млн.

Кульчик - типичный трудоголик, иногда засиживающийся на работе до двух ночи. Сам он считает себя стратегом. "Я постоянно анализирую состояние бизнеса в других странах, смотрю, как работают другие компании, и стараюсь не делать ошибок", - говорит он. Руководство оперативной деятельностью своих дочерних предприятий, будь то Warta Insurance, в которой ему принадлежит 75%, или официальный дилер Volkswagen в Польше, который сейчас импортирует в Польшу 85 000 автомобилей в год, он возложил на своих помощников.

Корни У Кульчика прекрасные отношения с германскими бизнесменами и политиками. Этим он обязан своему отцу, который в 1956 г. эмигрировал в Западную Германию и основал там компанию Kulczyk Aushandel, импортировавшую из Польши в ФРГ продукты питания и зерно.

Кульчик вырос на связях с Германией, что необычно для Польши. Многие крупные польские бизнесмены, включая и самого богатого поляка - Александра Гудзоватого, начинали с операций с Россией. Гудзоватый экспортировал в Россию зерно. Сейчас его "восточные" связи в Польше подвергаются критике, так что по части имиджа Кульчик, кажется, находится впереди.

Сейчас своим основным достоянием он считает работающую у него сильную команду молодых аналитиков. Ян Кульчик признает, что им движут далеко не альтруистические соображения. "Просто в Польше возможности куда шире, чем на Западе, считает он. - Польские предприниматели, конечно же, работают на себя. Однако благодаря нам жить становится легче не только нам, но и всем полякам". (WSJ)