Много званых


Всю минувшую неделю Российский национальный оркестр (РНО) и Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского (БСО) закрывали свои концертные сезоны в Москве. За дирижерскими пультами стояли приглашенные дирижеры - американец Джордж Клив и наш бывший соотечественник Рудольф Баршай. Оказалось, что проблема качественного взаимодействия гастролерами остается важной даже для лучших московских оркестров.

И РНО под руководством Владимира Спивакова, и возглавляемый Владимиром Федосеевым БСО среди отечественных оркестров давно заняли лидирующие позиции. Оба оркестра нашли свою нишу в западной гастрольной жизни, дома - престижных спонсоров (БСО - "ЛУКОЙЛ", список инвесторов РНО занимает несколько страниц). В Москве оркестры имеют собственные абонементы, организованные без участия монополиста в этой области - Московской филармонии. При этом РНО ориентируется на публику побогаче (стоимость его абонементов - до 3000 руб.), БСО организует альтруистские общедоступные концерты (за цикл берут всего 150 руб.).

Спивакова и Федосеева, загруженных западными контрактами, в Москве встретишь не всегда. И их место за пультом занимают русские дирижеры. Особым шиком оркестровой жизни в последние годы стало приглашение зарубежных маэстро. Но обычная для Запада практика, когда за сезон через один оркестр проходит с десяток разных дирижеров, в Москве сильно буксует. Западные дирижеры, привыкшие к суровой оркестровой дисциплине, репетируют программу концерта не больше двух дней. За редким исключением результат выглядит пристойно. Наши оркестры привыкли репетировать долго и основательно. Может, поэтому приличнее всего они выглядят под руководством своих главных дирижеров. Процесс настолько очевиден, что с началом сотрудничества в этом сезоне РНО и Владимира Спивакова оркестр очень скоро стал ручным. Чего нельзя было сказать про приглашенного Спиваковым американца Джорджа Клива, исполнившего с РНО программу из сочинений Брамса.

Клив не имеет собственного оркестра и кочует по многим мировым площадкам. Из всех немецких романтиков Брамс самый кислый для наших музыкантов, его музыку у нас играть просто не умеют.

Для Клива, заработавшего репутацию суперпрофессионала многолетним ассистентством у мэтров Джорджа Селла и Леонарда Бернстайна, Брамс не представляет сложности. Но зато он так и не смог найти контакта с оркестрантами.

Концерт для скрипки и виолончели с оркестром вывез на себе Спиваков-солист, но исполнение Первой симфонии потеряло всякий смысл.

Многие дирижеры жалуются на отсутствие человеческого контакта с музыкантами РНО, которые ведут себя как снобы и тщательно дозируют свои силы. Предпочтение отдается тем, с кем еще придется выступать на "хлебном" Западе.

Если музыканты РНО считают себя "белой костью", то федосеевцы, кажется, еще не пришли в себя от своих же оглушительных успехов. Привыкнув за десятилетия сотрудничества со своим шефом к долгой неторопливой работе, они пасуют перед напором того же Валерия Гергиева, который репетировал с ними в мае всего два часа непосредственно перед юбилейным концертом Андрея Эшпая. Появление за пультом БСО Рудольфа Баршая, дирижировавшего "Высокой мессой" Баха в рамках немецкого проекта "Год памяти Баха", произвело еще более гнетущее впечатление. И для дирижера, и для оркестра месса оказалась высоковата.

Испытывая дискомфорт с гастролерами, БСО решил в будущем сезоне сделать ставку целиком на своего главного дирижера. Самыми громкими концертами из программы общедоступного абонемента (симфонии Бетховена и Малера, "Патетическая оратория" Свиридова) будет дирижировать Владимир Федосеев. РНО вновь обещает приезд лучших западных дирижеров, среди которых стоит отметить американца Майкла Тильсона Томаса.

В Москве он исполнит программу из произведений Стравинского, за запись которой с собственным оркестром из Сан-Франциско только что получил премию Grammy.

Но будет ли его дебют с РНО достоин хотя бы похвалы - вызывает большие сомнения.