Вечно первый


Созданный Михаилом Плетневым на его собственные средства и средства частных инвесторов, РНО все 10 лет преодолевал внутренний конфликт. Национальный статус, подтвержденный еще президентом Ельциным, позволил РНО в короткое время набрать лучших оркестрантов и под маркой "первый российский оркестр" завоевать западный рынок. Но отсутствие бюджетного финансирования и постоянный поиск средств так и не позволили окончательно закрепить лидирующее положение. В Москве РНО лишь номинально считается лучшим и по качеству исполнения зачастую уступает "федосеевцам". Устав от роли вечно просящего, Плетнев уступил пост главного дирижера Владимиру Спивакову. Год назад, когда Спиваков в спешном порядке заступал на эту непростую должность, многие поговаривали, что Плетнев только формально ушел в тень и будет все равно претендовать на роль первого человека в оркестре. Но за минувший год Спиваков доказал, что не собирается играть роль только лишь главного добытчика. Открытие РНО сезона сразу двумя концертами, в которых прозвучали такие популярные произведения, как Первый фортепианный концерт и Шестая симфония Чайковского, а также Второй фортепианный концерт Рахманинова, продемонстрировали, что у Спивакова есть своя репертуарная политика. После такого начала концерт под управлением Плетнева, который состоится в эту среду, вряд ли соберет такой же набитый зал. Ошеломляющий успех у публики тем не менее показал, что и Спивакову не все еще удалось наладить во взаимоотношениях с оркестрантами. Оба концерта прошли неровно. К примеру, обе первые части фортепианных концертов не были эталонными по качеству. (Правда, Спивакову всякий раз удавалось ставить победную точку в финалах исполняемых произведений.) Два вечера за роялем сидел Николай Луганский, которого многие считают лучшим из молодых российских пианистов. У него блестящая техника и сдержанная, без внешних эффектов, манера игры. В свое время Луганский завоевал вторую премию Конкурса им. Чайковского, при том что первая никому не досталась. И с тех пор он носит венец "вечно второго". На концертах с РНО ему все время не хватало злополучного "чуть-чуть", чтобы поразить и потрясти публику. Может быть, музыканту мешало благоговение перед двумя фортепианными монстрами, претендующими на звание главного русского сочинения. Лучше всего за два вечера прозвучала Девятая симфония Шостаковича, написанная в 1945 г., но абсолютно лишенная победного пафоса. Спиваков за этот год сумел внушить "эрэношной" публике любовь к этому нешлягерному композитору, продемонстрировав свой собственный подход к его творчеству. Произведения Шостаковича принято у нас играть как музыку страдальца и страстотерпца. Спиваков находит в ней больше лирики, и поэтому, например, после второй части Девятой симфонии публика вопреки консерваторским традициям разразилась аплодисментами. Спиваков теперь появится за пультом РНО только в конце декабря. Тревожный симптом во взаимоотношениях главного дирижера и РНО: юбилейный концерт оркестра 1 декабря пройдет без его участия. Зато по личному приглашению Спивакова в конце ноября в Москву приедет один из лучших американских дирижеров, Майкл Тилсон Томас, которого в мире причисляют к "Караянам XXI века". Вместе с РНО он сыграет программу из сочинений Стравинского, за запись которой с оркестром Сан-Франциско в этом году получил две премии Grammy. А 6 ноября РНО исполнит Девятую симфонию Брукнера, дописанную только недавно современными композиторами.

Новый сезон Большого зала Московской филармонии открылся концертом Российского национального оркестра (РНО) под управлением главного дирижера оркестра Владимира Спивакова. Первый частный оркестр страны, РНО в свою очередь открыл юбилейный 10-й сезон, в котором собирается предложить своим поклонникам 15 абонементных и еще несколько внеплановых концертов с интересными программами. Но на открытии звучали только шлягерные произведения.