Нет рекламы - нет и прибылей


НЬЮ-ЙОРК - Падение объемов рекламы в сети Интернет скорее всего приведет к ухудшению показателей деятельности ведущих интернет-компаний в III квартале.

Точнее, показатели деятельности лидеров сектора - America Online и Yahoo! - наверняка окажутся выше, чем прогнозировалось. Однако из-за падения объемов рекламы превышение будет не таким большим, как в предшествующие кварталы. Что же касается других крупных интернет-компаний, например Excite At Home и EarthLink, то им скорее всего грозит рост убытков.

Падение объемов рекламы в Интернете происходит из-за общей нестабильности в секторе интернет-компаний, многие из которых с апреля текущего года пытаются найти источники дополнительного финансирования. Нехватка средств заставляет сокращать маркетинговые расходы, от чего страдают продавцы рекламы в Сети.

Во II квартале текущего года влияние происходящего на результаты деятельности компаний было минимальным. Однако к концу лета ситуация ухудшилась. По данным нью-йоркской фирмы AdZone Interactive, занимающейся исследованием рынка рекламы, объем затрат на рекламу сократился в августе по сравнению с июлем на 7,6%. А по данным AdRelevance, подразделения исследовательской компании Jupi- ter Media Metrix, общий объем затрат на рекламу в III квартале вырос по сравнению со II кварталом всего на 6,5%, тогда как рост во II квартале по сравнению с I кварталом составил 13,5%. "Эти данные говорят о том, что прибыли таких компаний, как Yahoo!, могут сократиться. Причем больше всего пострадают меньшие по размерам и менее популярные порталы", - говорит аналитик Jefferies & Co. Фред Моран.

Руководство Yahoo! заявляет, что компания добьется соответствия прогнозам аналитиков, однако сейчас это будет тяжелее, чем в предыдущих кварталах. По оценкам аналитика U.S. Bancorp Сафы Раштчи, объем привлекаемой Yahoo! рекламы сократился в III квартале на 10%, в то время как рекламные расценки не изменились или даже немного снизились. Yahoo! может помочь популярность ее сайта: по данным Jupiter Media Metrix, в августе этот сайт посетили около 65% всех пользователей Интернета, что ставит его на второе место по популярности после сайта America Online. Большинство рекламодателей, включая компании, рекламирующие традиционные товары и услуги, по мнению специалистов, будет обращаться в Yahoo!.

Кроме того, у этой компании имеется стабильный приток средств по уже заключенным рекламным контрактам. По оценкам Раштчи, в III квартале Yahoo! получит около $50 млн в виде доходов по этим контрактам. При этом общий объем доходов за квартал должен составить от $281 млн до $287 млн (в аналогичный период прошлого года доходы компании составили $155,1 млн).

У America Online доля доходов от продажи рекламы в общей сумме доходов ниже, чем у Yahoo!. AOL зарабатывает в основном продажей услуг по подключению к Сети. По данным аналитика ING Barings Йозефа Скуали, клиентская база компании увеличилась в III квартале на 1,1 млн человек и составила 24,4 млн человек. Услуги по подключению принесли AOL в III квартале доход в $1,2 млрд - на 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Скуали считает, что объем доходов компании от рекламы и электронной коммерции в III квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 82%. Эти доходы должны составить $565 млн, а общий объем доходов должен увеличиться на 36% - до $2 млрд. По мнению Скуали, такие результаты деятельности AOL особенно впечатляют, если принять во внимание, что компания тратит много сил и средств на завершение сделки по поглощению Time Warner. Ожидается, что европейские и американские антимонопольные органы одобрят сделку к концу октября. (DJ, 6. 10. 2000).