Растерянный герой Йоитиро Каидзаки


Президент японской корпорации Bridgestone Йоитиро Каидзаки в одном из недавних интервью заявил, что намерен уволить нынешнего председателя правления и генерального директора своего американского подразделения Bridgestone/Firestone Масатоси Омо. Хирургические операции входят в число излюбленных антикризисных методов Каидзаки. В отличие от большинства японцев его поколения Йоитиро Каидзаки грузен. В отличие от многих японцев - руководителей крупных компаний 67-летний президент корпорации Bridgestone обладает репутацией виртуоза по части сокращения расходов и любителя масштабных реструктуризаций и перестановок, особенно в критических ситуациях.

Впрочем, его поведение в связи с отзывом миллионов автомобильных шин, произведенных компанией Firestone, одного из подразделений Bridgestone, выдает в Каидзаки истинного японца. В течение месяца после скандала с шинами Firestone от руководства корпорации не поступало вообще никаких сигналов. Каидзаки хранил упорное молчание, несмотря на то что шины Firestone называли причиной гибели более чем 100 человек. Тем временем на Токийской бирже курс акций корпорации понизился приблизительно на 50%. Каидзаки молчал.

Отказ Каидзаки от публичных выступлений выглядел еще более странно на фоне бешеной активности, которую развил генеральный директор Ford Motor Жак Нассер. Он лично возглавил работу команды по ликвидации последствий скандала и каждый день появлялся перед широкой публикой и представителями СМИ. Японская корпорация и ее американское подразделение оказались безоружными перед лицом обозленной общественности после того, как с Firestone отказалась работать PR-компания Fleishman-Hillard International Communications, так как японцы не вняли советам специалистов и отказались от диалога с публикой.

За всю историю существования Bridgestone - она основана в 1930-е гг. - такого кризиса в компании еще не было. Сейчас находится под вопросом будущее всего брэнда Firestone. Отзыв шин и ведение судебных процессов требуют таких затрат, что Bridgestone может не удержаться в числе наиболее крупных японских корпораций. Более того, на карту поставлена репутация самого Каидзаки, до сих пор считавшегося одним из немногих в Японии "кокусайдзин" - человеком глобального мышления. Каидзаки заслужил это "звание" после того, как в начале 90-х ему удалось вывести из глубокого кризиса американскую компанию Firestone.

Впрочем, несмотря на репутацию человека, хорошо разбирающегося в ситуации на мировых рынках, большую часть времени Каидзаки проводит в стенах родной корпорации.

Каидзаки родился в семье мелкого предпринимателя, занимавшегося изготовлением соевого соуса. Свой трудовой путь он начинал в местном отделении банка в качестве сотрудника кредитного отдела. Проработав там шесть лет, он перешел в Bridgestone, где работал в подразделении, не имевшем никакого отношения к выпуску шин. Корпорация также производит резину и химические компоненты для изготовления самых разнообразных товаров, включая мячи для гольфа и строительные материалы.

Шесть лет работы в банке даром не прошли. Каидзаки виртуозно работал с цифрами, а в компании со временем оценили его умение использовать любую возможность, чтобы сокращать расходы. В 1988 г. Bridgestone купила Firestone за $2,3 млрд - и обнаружила, что не получила от этого приобретения ничего, кроме головной боли. Американская компания была убыточной и никак не могла оправиться от последствий скандала, связанного с отзывом ее продукции в 1970-х гг. В 1991 г. руководство Bridgestone возложило все заботы о злополучной Firestone на плечи Каидзаки, не смущаясь тем, что он не знал английского и не был знаком с особенностями производства автомобильной резины. "Америка полностью перевернула мои представления о жизни", - говорит Каидзаки. Именно в Америке, возглавляя операцию по спасению Firestone, в пятьдесят с лишним лет Каидзаки получил права и впервые в жизни сел за руль автомобиля. Тогда же о нем заговорили как о руководителе, которого не пугает никакая конфронтация. Первое слово по-японски, которое быстро выучили сотрудники компании, было "dame" - "не хорошо".

"Потери Firestone доходили до $1 млн в день. Компания находилась в ужасном состоянии", - вспоминает нынешний президент Bridgestone. Каидзаки действовал в присущей ему манере: выгнал все руководство и уволил 2500 сотрудников. Пройдя курс интенсивной терапии, убыточная компания оправилась и в 1993 г. стала доходной.

Действия Каидзаки вызвали яростную критику со стороны американских профсоюзов и президента Клинтона. Однако критика Каидзаки не смутила, и он продолжал свою политику сокращения расходов. В то время, когда многие японские компании оказывались не в состоянии управлять подразделениями, приобретенными в период экономического расцвета конца 80-х - начала 90-х, операция с Firestone расценивалась аналитиками как одна из немногих удач японской экономики. В 1993 г. Каидзаки вернулся в Японию и занял место президента корпорации. Окрыленный успехом с Firestone, он решил испробовать свои методы на японской почве и приступил к реструктуризации японских подразделений. Каидзаки понизил пенсионный возрастной порог (в Японии начала 90-х это было неслыханным вызовом традиции) и сократил численность правления. Производительность Bridgestone резко возросла, а чистая прибыль впервые перевалила за 100 млрд иен ($927 млн). Однако, как известно, деньги - это еще не все. В Bridgestone, как и во многих японских корпорациях, к сотрудникам традиционно относились как к членам большой семьи. Хирургические методы Каидзаки привели к самым драматическим последствиям. В марте 1999 г. к Каидзаки пришел Масахару Нонака, менеджер, которому по новым правилам предстояло уйти на пенсию. Он потребовал, чтобы президент компании пересмотрел свою кадровую политику. Каидзаки отказался. Тогда Нонака достал нож и совершил харакири прямо в офисе президента. Японские СМИ и общественность обрушились на Каидзаки, упрекая его в жестокости и бессердечии. Каидзаки оправдывался как мог, но от своих принципов управления не отказался. Теперь общественность вновь критикует его - на сей раз за странное поведение во время скандала с Firestone. Сейчас Bridgestone должна завершить отзыв, уладить отношения с Конгрессом США и американскими регулирующими органами и восстановить свою репутацию на американском рынке. Молчание Каидзаки ситуацию только осложняло. Первый раз Йоитиро Каидзаки выступил в сентябре. Он сказал, что находил неуместным высказываться по этому вопросу прежде, чем это сделает Конгресс США. "Мне очень жаль, что общественность считает нашу позицию неверной, - говорит он. - На наш взгляд, отзыв шин - сугубо американская проблема. Что можно сделать, находясь в Японии! " Сейчас Каидзаки утверждает, что, как и 10 лет назад, в состоянии спасти Firestone. Он обещает, что Bridgestone ужесточит контроль за качеством продукции в своем подразделении. Однако многие полагают, что Каидзаки отстал от жизни. "За 10 лет многое изменилось", - говорит Масааки Сато, специалист в области автомобилестроения. В здании Bridgestone в Токио висит лозунг "Стать первыми в мире! ". Говорят, это свидетельствует о стремлении руководства сделать Bridgestone глобальной корпорацией. Однако события последних недель представили самого Каидзаки и его политику в совершенно неожиданном свете. Сильный - да! Безжалостный - да! Однако играть по правилам глобального рынка еще не умеет. (FT, 25. 09. 2000)