Мифология рынка


Для технологических компаний практически нет пределов роста доходов, продаж и производительности. Традиционные экономические рычаги, такие, как процентные ставки, не оказывают на них воздействия. Перспективы их развития имеют более существенное значение, чем их прибыль. Этим принципам верили миллионы инвесторов, вложивших миллиарды долларов в акции технологических компаний, что привело к невиданному в истории росту на фондовом рынке. Принципы эти представлялись неопровержимыми, но, как показала действительность, они оказались мифами. Акции Microsoft выросли с конца 1994 г. до пиковой отметки в 1999 г. в 16 раз благодаря вере инвесторов в то, что компания обеспечила себе монопольное положение на рынке программных приложений. Акции Dell Computer выросли с конца 1994 г. по март 2000 г. в 93 раза - казалось, стремительный рост продаж персональных компьютеров не прекратится. Подобные же аргументы привели к росту акций Intel в 19 раз, акций Lucent Technologies - в 12 раз. Так родился самый великий "бычий" рынок в истории. Индекс Dow Jones взлетел на 200% с конца 1994 г. до рекордной отметки в январе нынешнего; рост NASDAQ к марту составил 571%. И вдруг - полный разворот. DJ упал с начала года на 11%, NASDAQ глубоко ушел на "медвежью" территорию, упав почти на 40% (отыграв, впрочем, в прошедшую пятницу 8%). А что же случилось со "звездами"? Акции Dell потеряли 54%, Microsoft - 55%, Intel - 47%, Lucent - 72%. Вот шесть самых распространенных мифов. Миф N 1. Технологические компании могут годами существенно увеличивать рост доходов, продаж и производительности Это, пожалуй, самый распространенный из мифов. Темпы роста продаж у технологических компаний существенно опережали показатели в других секторах. В феврале Джеффри Уорантц и Джон Мэнли из Salomon Smith Barney утверждали в своем докладе, что стремительный рост цен акций технологических компаний оправдан, "поскольку их прогнозируемая прибыль также демонстрирует впечатляющий рост". Однако техноакции росли слишком быстро. Один неверный шаг компании - и они бы рухнули. Не учитывались и данные прошлых лет: вне зависимости от эффективности деятельности компании она, становясь больше, не может поддерживать прежние темпы роста. Доходы Dell, например, росли в среднем на 50% в год с 1996 г. по 1998 г. В 1999 г. они выросли на 38% - достаточно, чтобы порадовать "быков". В течение года "быки" с "медведями" оценивали перспективы компании, но скептики оказались правы. 4 октября Dell объявила, что доходы в III квартале и прибыль в IV квартале этого года будут ниже прогнозируемых. Миф N 2. Традиционные экономические рычаги не действуют на технологические компании Многие говорили, что доходы компаний "новой экономики" будут расти независимо от ситуации в "старой экономике", развивающейся циклически. Еще в августе Эндрю Нефф, аналитик Bear Stearns, прогнозировал хорошие результаты по продажам персональных компьютеров во втором полугодии. Но осенью компьютерные компании - Intel, Dell, Apple Computer - одна за другой стали объявлять о падении доходов. Нефф теперь признает, что компьютерный бизнес развивается циклически и советует инвесторам продавать акции производителей компьютеров при ухудшении экономических условий.

Повышение процентных ставок не остановило роста цен на акции технологических компаний. Это объясняли высоким спросом на их продукцию и низкими потребностями в заемных средствах. Однако клиентам этих компаний нужны кредиты для финансирования закупок оборудования, а повышение ставок делает кредиты более дорогими. Покупатели стали сокращать расходы, а компании, соответственно, нести потери.

Миф N 3. Монополизм дает неоспоримые преимущества Рост рыночной капитализации некоторых компаний объяснялся тем, что сама их продукция (например, операционные системы Microsoft или система мгновенной передачи сообщений America Online) практически обеспечила им монопольную позицию. Однако правительству это не нравится. Антимонопольное разбирательство по делу Microsoft привело к падению ее капитализации с $586,2 млрд 4 января 2000 г. до $285 млрд. Сейчас антимонопольные органы заинтересовались системой передачи сообщений AOL. Миф N 4. Развитие Интернета лишь началось и будет ускоряться Спрос на продукцию и услуги, реализуемые через Интернет, хотя и велик, имеет свои пределы. После разработки интернет-стратегии и создания своего сайта расходы компаний на развитие деятельности через Сеть сокращаются. А замедление экономического роста влечет за собой сокращение притока долларов на рекламу в Интернете. Снижение доходов от нее привело к падению на прошлой неделе акций Yahoo! и DoubleClick.

Итернет-компании думали, что акционеры будут ждать годы, прежде чем потребуют продемонстрировать им высокие прибыли. Но инвесторы уходят: акции Amazon.com упали на 75% относительно пика, E*Trade Group - на 81%, iVillage - на 98%.

Миф N 5. Перспективы развития важнее, чем текущая прибыль В декабре 1999 г. капитализация Yahoo! в 500 раз превышала прогнозируемую прибыль в 2000 г. Падение доходов компании привело к снижению ее акций с декабря на 68%. Оценивая рост доли рынка компании, аналитики порой забывали о факторе, зачастую ее определяющем, - о конкуренции. FreeMarkets, интернет-аукцион для промышленных компаний, разместила акции в декабре по $48. К февралю они выросли до $217, и Джейми Фридман, аналитик Goldman Sachs, уверял, что в течение года цена может дойти до $300 - 400. Он ожидал, что доля FreeMarkets в мировом объеме закупок в $5 трлн составит 5%. Однако потенциальные клиенты стали создавать собственные торговые интернет-площадки. Акции FreeMarkets упали на 81%, а Фридман говорит теперь, что не ожидал появления конкурентов.

Миф N6. На этот раз все будет по-другому Этот миф был наиболее соблазнительным, поскольку в нем было очень много реальных элементов. Редко когда целый ряд явлений: Интернет, беспроводная связь, компьютерные сети - так быстро становились частью повседневной жизни. Техническая революция шла неизмеримо более быстрыми темпами, чем в прошлом. Однако аналитики игнорировали тот факт, что компании, являющиеся ее двигателями, в итоге сталкиваются с рынком. Большинство первых компаний по производству автомобилей не выжило. Акции Radio Corp. of America и General Motors были самыми "горячими" в 1920-х гг., но рухнули вместе со всем рынком в 1929 г. (WSJ, 16. 10. 2000)