Власти занялись суррогатом


На бензиновом рынке в этом году могут появиться гигантские объемы суррогатного топлива. Эксперты считают, что такую угрозу несет недавнее повышение акцизов на бензин. Чиновники, не на шутку встревоженные этим прогнозом, пытаются выбить почву из-под ног суррогатчиков.

После вступления в силу с 1 января 2001 г. второй части Налогового кодекса акцизы на автобензин выросли втрое, а также появился акциз на дизельное топливо. По расчетам специалистов Российского топливного союза, это не приведет к росту цен на горючее благодаря адекватному снижению других налогов. В то же время резко возрастет эффективность производства и сбыта суррогатного топлива.

Суррогатное топливо получают из безакцизного прямогонного бензина - сырья для нефтехимической промышленности. В прошлом году на каждой тонне продукта он позволял "экономить" примерно 1500 руб. По данным ИнфоТЭК, за 11 месяцев 2000 г. производство прямогонного бензина увеличилось на 43% по сравнению с тем же периодом 1999 г. При этом рост производства в нефтехимической промышленности в 2000 г. составил, по разным оценкам, только 6 - 12%, т. е. значительная часть "прямогонки" пошла на удовлетворение спроса со стороны суррогатчиков. Пиковые приросты производства "прямогонки" (на 60 - 86%) пришлись на летние месяцы, когда во многих регионах ощущался дефицит бензина. Тогда доля акциза в стоимости легального бензина составляла всего 7 - 8%, а теперь она увеличилась до 23 - 27%. То есть вырастет и фора "подпольщиков" перед добропорядочными торговцами. "Возможно, нам придется грешить", - признался "Ведомостям" гендиректор одной из крупных московских сетей АЗС, по понятным причинам пожелавший остаться неназванным. "Страну зальют суррогатом", - уверен вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун.

Эти данные встревожили даже премьера Михаила Касьянова. Впервые его внимание к проблеме суррогата привлек московский мэр Юрий Лужков, пораженный итогами летней проверки городских АЗС, когда более четверти проб бензина оказались некондиционными. В августе и ноябре Лужков направил Касьянову письма с предложением ввести в целях борьбы с суррогатом акциз на бензин, используемый в нефтехимии. В пятницу по поручению премьера в Минэнерго состоялось совещание представителей заинтересованных структур - Минэкономразвития, МНС, Госстандарта, Московской топливной ассоциации (МТА) и ряда подразделений правительства Москвы.

Чиновники рассматривают разнообразные меры по искоренению "прямогонки" вплоть до самых экзотических. Например, есть идея маркировать "честный" бензин особым цветом или многократно ужесточить штрафные санкции (сейчас штраф за торговлю суррогатом составляет всего 50 МРОТ). Но наиболее реальными являются два предложения. Минэнерго, солидарное в этом вопросе с нефтяниками, считает необходимым перенести акциз с НПЗ на автозаправки. По мнению Леонида Федуна, это наилучший способ достижения прозрачности рынка и равенства его участников. Но идею Минэнерго не поддерживают МНС, московское правительство и МТА. По мнению налоговиков, каждую АЗС проконтролировать невозможно. А президент МТА Сергей Борисов убежден, что в этом случае начнется "мухлеж" на автозаправках - торговцы разными способами станут занижать объемы продаж, например "скручивать счетчики" на бензоколонках там, где это позволяет техника.

В свою очередь, правительство Москвы и МТА предлагают ввести акцизы на прямогонный бензин. Нефтехимическим предприятиям, которые используют это сырье по прямому назначению, в этом случае можно возвращать акциз. Однако, как предположил один из участников совещания, тогда нефтехимики могут начать приторговывать безакцизным бензином.

Окончательный выбор способа борьбы с суррогатом остается за премьером. Уже на этой неделе участники совещания представят свои предложения в письменном виде в Минэнерго, которое до 23 января передаст их в правительство.